Алиса Лунева
февраль 2017.
832

В чем заключается смысл разграничения "сознания" и "пространства" у Декарта?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Рене Декарт (латинский варинат - Картезий) - ярчайший представитель философии Нового времени, годы его жизни 1596-1650.

Для начала, нужно сказать, что времена, в которые жил и трудился Картезий, нельзя назвать благоприятными для развития философского и научного знания.
В 1600 году в Риме был сожжен Джордано Бруно, а в 1630-ых годах начинают греметь судебные процессы над Галилеем.

Все это, конечно, накладывает отпечаток на интеллектуальную среду, современную Декарту. Тем не менее, Картезий создает великое философское произведение -"Размышления о первой философии"  (1641 год) (в этом ряду можно перечислить еще и его "Рассуждение о методе" 1637 год , "Первоначала философии" 1644 год).

Декарт одним из первых начал осознавать подлинное призвание и место философии, он же в XVII веке провозгласил, что философия - не служанка богословия, а самостоятельная наука.

А теперь перейдём ближе к делу.
Мне думается, что отвечать на заданный вопрос следует, прежде всего, на основании трактата "Размышления о первой философии", именно  в этом тексте Картезий воспроизводит ход своих мыслей в обосновании истинности человеческого познания с самого его начала. Другие его философские работы также будут прочитываться с большей лёгкостью в свете "Размышлений".

При всей внешней простоте этого текста и непринуждённой манере изложения, не стоит слишком уж расслабляться при чтении)

Осознав несостоятельность положения современных ему наук, Декарт приходит к пониманию необходимости начать строительство здания науки с самого начала. Для расчистки земли под прочный фундамент философ избирает процедуру радикального сомнения.

Важно заметить, что в отличие от скептиков, которых часто можно было встретить во Франции XVI-XVII века (Монтень, например, был из этих), сомнение является не итогом размышлений Декарта, но точкой отсчёта.

[Скептики полагали, что познание - непозволительная для человека роскошь, а значит нужно оставить попытки познать что-либо и освободить свой разум для веры]

Итак, Картезий начинает сомневаться во всём, что кажется несомненным для любого среднестатистического европейца его времен:

1) в существовании мира и вещей вокруг меня

2) в существовании самих людей и самого себя (Декарта)

3) в математических истинах

4) в существовании Бога

В результате такой процедуры, кажется, не может остаться ничего достоверного. Кроме того, Декарт выводит на философскую арену ещё и злокозненного демона (методический приём для усиления сомнения), который специально вводит человека в заблуждения, не оставляя шанса на обнаружении достоверного знания о чем-либо. Выбраться из темноты сомнения в этой ситуации, кажется, почти невозможно.

Но тут Декарт замечает, что есть, всё-таки, одна вещь, которая не может быть подвергнута сомнению (даже в ситуации существования злокозненного демона); этой несомненной вещью является само наше сомнение.
Поскольку сомнение является мыслительным актом, Картезий формирует новое положение, новую интеллектуальную интуицию: "Я мыслю, следовательно, существую".

Тут меня осеняет, что мышление существует: ведь одно лишь оно не может быть мной отторгнуто. Я есмь, я существую — это очевидно. Но сколь долго я существую? Столько, сколько я мыслю. Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие. Итак, я допускаю лишь то, что по необходимости истинно. А именно, я лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я — ум (mens), дух (animus), интеллект, разум (ratio); все это — термины, значение которых прежде мне было неведомо. Итак, я вещь истинная и поистине сущая; но какова эта вещь? Я уже сказал: я — вещь мыслящая.

В ситуации радикального сомнения, все-таки, находится кое-что абсолютно достоверное и несомненное.

Что Декарт подразумевает под "мыслящей вещью"?
Он говорит о мышлении, отвлечённом от всего чувственного, которое мыслит пока только лишь само себя.

Когда Картезий называет себя "вещью мыслящей", он разделяет себя на 2 части. На мышление (очевидность собственного сомнения и мышления) и телесность (к телесности он относит все содержания человеческих чувств: осязание, зрение, обоняние, тактильные ощущения, ощущение вкусов; физиологические потребности человека: голод, жажда, желание спать и так далее) 

Из двух обозначенных выше частей лишь одна составляет истинную сущностью человека - мышление, освобождённое от чувственного содержания. И эта часть, по мысли Декарта, дана ему с наибольшей очевидностью.

Но достоверность всего вокруг (содержания чувств, вещей вокруг, математических положений) пока не восстановлена.

Декарт продолжает развивать свою мысль. Он говорит, что сомнение с очевидностью имеет несовершенную природу. Но как же можно постичь несовершенство того или иного явления, если не в свете идеи совершенства?
(животные, например, не осознают своего несовершенства, но просто существуют: едят, спят, спасаются бегством, и лишь человек способен познать свое несовершенство )

Также справедливым Декарт признает положение о том, что причина идеи должна быть наделена большей реальностью, чем сама идея.

Но если человек несовершенен (напомню, что его природа состоит в сомнении), может ли он сам быть причиной возникновения идеи совершенства в себе? Разумеется, нет.

Таким образом, Картезий вынужден предположить существование некоторого совершенного существа (Бога), который является причиной идеи совершенства в нас. Именно Бог оставил в нас идею совершенства, как мастер оставляет клеймо на своем прекрасном изделии.

Итак, помимо достоверности собственного мышления, достоверной для Декарта становится и идея Бога, а вместе с ней и само существование всеблагого и совершенного Бога (автора идеи совершенства в нас).

Теперь пришла пора разобраться с злокозненным демоном. Задача демона - постоянно вводить человека в заблуждения. Но во лжи и обмане гораздо меньше совершенства, чем в истине. Выше же мы, вслед за Декартом, уже установили, что Бог всеблаг. Будучи совершенным, Бог просто не может быть лживым и вводить нас в заблуждения, следовательно, Бог правдивый и истинный, а не злокозненный и лживый (демон).

Этот виток развития мысли позволяет Декарту "прогнать" злокозненного демона с философской арены.

Картезий пришел к очевидности уже 2 положений:

1) несомненность мышления и собственной мыслящей природы;

2) несомненность существования всеблагого и истинного Бога, в свете совершенства которого только и возможно человеку обнаружить собственную природу (несовершенную и сомневающуюся, но мыслящую)

Двигаемся дальше.
Если Бог всеблаг, а значит не лжив, следовательно, ему нет никакого резона вводить мыслителя в заблуждения. Значит, внешний мир все-таки существует, а содержание моих чувств меня не обманывает, благодаря совершенству Бога.

Мир существует, с той лишь оговоркой, что содержания наших чувств относятся к нам самим, а не к предметам. Это значит, что когда я приписываю тепло или цвет самому огню в камине и заключаю, что огонь горячий и красный - я ошибаюсь. Ведь тепло огня и его цвет - лишь реакция органов моего тела, возникшая в результате воздействия на тело определенного пространственного, протяженного предмета. Предмету самому по себе присуща лишь протяженность (пространственность). И при помощи ума я в состоянии отличить приписываемые мной качества (цвет, запах, форма, температура) от сути самого предмета.

(на первой картинке - мир через призму человеческих чувств, на второй - мир, воспринятый при помощи мышления, протяженная сущность вещей мира, схематично обозначенная мной в виде стереометрических фигур)

Идея Бога позволяет Декарту вновь выстроить достоверность всего того, в чем он сомневался. Однако Картезий не просто возвращается к тому, с чего и начинал. Он обнаруживает, что только на основании чистого мышления (мышления знающего о своей свободе от телесности, а с ней и от чувств и страстей) можно выстроить подлинное научное знание. Процедура, проделанная философом в "Размышлениях" делает человека не только и не столько пассивным наблюдателем природы,ее законов, и даже своих собственных переживаний, но активным участником познания.

Вот к чему мы пришли (вслед за Картезием):
1) мышление свободно и не зависит от тела
2) протяжение существует по механическим законам (как сложные часы)
3) человек имеет и душу и тело, а значит принадлежит и мышлению (и в мысли он свободен и способен к познанию истины), и протяжению (в физических возможностях - ограничен, может заблуждаться и быть подвластным страстям)

Если рассматривать концепцию Картезия в гносеологическом ключе, то идея Бога есть идея Истины, достоверного знания, достижимого лишь при обнаружении в себе мыслящей природы, души (которая сомневается и несовершенна, но обнаруживает в себе способность и тягу к Истине и полноте знания).

И вот, наконец, ответ на сам вопрос:
Разделение на сознание и пространство позволяет Декарту выстроить новые принципы научного познания.
Сознание (душа) - то что дано мне с наибольшей очевидностью, та точка опоры, из которой я могу начинать двигаться в поисках истины о мире (пространственном и протяженном).

Пространство (протяжение) - то, что не дано мне с очевидностью, то в чем необходимо сомневаться, то, достоверность чего выстраивается в самую последнюю очередь. Пространственная составляющая есть и в самом человеке - это его тело. Умение отделять тело от души позволяет человеку совершенствоваться и развивать способность к мысли. Ведь не все, что занимает меня - результат мышления. Страсти, желания, аффекты - всё это следствие сопряженности мышления с телесностью (этакий привет душе от тела).

Бог - это Истина, которая достижима, которая существует во мне в качестве постоянной тяги к полноте познания, в качестве лишь идеи. В то же самое время Бог существует и сам по себе и для себя, как подлинная и полная гармония протяжения и мышления (как Истина сама по себе). Именно Бог в философии Декарта объединяет мышление и протяжение в один цельный мир, в котором новый ученый способен познавать и развивать в соответствии с разумом все кругом.

Больше о философии можно узнать в соответствующем разделе нашего приложения: https://go.onelink.me/aWYy/thequestion

20
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью