Мария Степанова
февраль 2017.
2467

Кем был Демиан для Синклера?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Демиан был для Синклера идеальным другом, ментором — в конечном итоге, кем-то вроде ангела-хранителя. Гессе наделяет Демиана почти сверхъестественными способностями — в частности, Демиан способен угадывать мысли, более того, его собственные мысли, которыми он делится с Синклером (теория добра и зла) отвечают собственным душевным исканиям рассказчика. Мы помним также, что в какой-то момент Синклер издали влюбляется в девушку и отождествляет ее с Беатриче — возлюбленной Данте, которая вслед за Вергилием вела Данте к познанию спасения в «Божественной комедии». Образы Беатриче и Демиана связаны и сливаются в сознании Синклера; более того, ему кажется, что оба они — это он сам. Это наводит нас на мысль об иносказательности романа Гессе: Демиан и Беатриче оказываются образами, ведущими героя на пути к духовному взрослению. Вполне оправдана высказываемая толкователями романа догадка, что имя Демиан — производное от греческого δαίμων (даймон). В христианской традиции даймон превратился в демона, злого беса. В античной традиции даймон (у римлян — гений) — это, напротив, добрый дух, руководящий человеком, связующее звено между человеком и богами. Именно такая сущность ближе к идее ангела-хранителя. Наконец, во время написания «Дамиана» Гессе увлекался идеями Юнга, в частности теорией архетипов. Можно предположить, что Демиан — это анимус Синклера (грубо говоря, мужское бессознательное), Беатриче — его анима (грубо говоря, женское бессознательное). Наконец, предчувствуя во снах мать Демиана, госпожу Еву, Синклер воображает «полумужского-полуматеринского вида женщину» — такой она и оказывается. Можно представить себе, что госпожа Ева — это анима-анимус, и, далее, вспомнить, что, по Платону, душа мужчины или душа женщины — лишь половина некогда разделенной цельной женско-мужской души. Синклер, мальчик, отмеченный невидимый печатью, — человек, которому несказанно повезло: он сумел узнать, что такое целостность души (увидеть целостность своей души), приведенный к этому познанию даймоном-Демианом. 

(Спасибо, что вспомнили и побудили вспомнить этот дивный роман.)

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0

Какое у вас отношение к Гессе? Что вы можете сказать о его творчестве?

0
Ответить

Я очень люблю именно вещи периода "Демиана" (также "Кнульпа" и "Сиддхартху") и "Игру в бисер" - за разное; "Игру в бисер" - за редкую силу предвидения, но в целом - за темп его письма, который будто умеет заставить внешнее время ждать (тогда как Томас Манн, за исключением новелл, превращает время в своих текстах в вязкую массу). А вот "Степного волка" я не люблю: кафкианского толка модернизм Гессе не пошел. 

0
Ответить

Очень похожая ситуация. Прочел "Степной волк" и совершенно не понравился. Может, это связано с тем, что я ожидал большего. Показалось слишком напыщенно(имхо). Но, спустя год, я приобрел его собрание сочинений и прочел всё на одном дыхании. Можно сказать, что нашел близкого для себя автора. Конечно, больше всего "запало в душу" произведение "Сиддхартха", но такие книги как "Нарцисс и Гольдмунд", "Демиан" и "Игра в бисер" тоже безумно понравились.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить