Юлия Цветкова
февраль 2017.
9255

Какой фильм был самым первым фильмом ужасов в истории? Может ли он напугать современного зрителя?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
3 ответа
Поделиться

Самым ранним из сохранившихся хоррор-фликов принято считать "Казнь Мэри Стюарт" 1895 года выпуска режиссёра Альфреда Кларка. Этот 17-секундный немой фильм, спродюсированный Томасом Эдисоном (да-да, тем самым), изображает, кто бы мог подумать, декапитацию Мэри Стюарт, королевы Шотландии. Можно, конечно, оспорить формат -  дескать, 17 секунд - это ни о чём, но стандартам хоррора фильм вполне отвечает: это, несомненно, художественная картина, концентрирующаяся на теме насилия. В частности, декапитация показана пусть и не крупным планом, зато без стыдливого отворачивания камеры. Стоит ли говорить о том, что в конце 19-го века эта картина пугала современников до икоты.

Ещё одним представителем ранних хорроров выступает "Дом Дьявола" (Le Manoir de Diable), снятый Жоржем Мельесом в 1896 году. Данная работа уже более соответствует современному представлению о хоррорах, так как в ней запечатлены вампир, монстры и чёрная магия. Да и хронометраж у француза побольше, чем у Кларка - целых 3 минуты 17 секунд - что позволило Мельесу поведать зрителю более сложную историю, изобилующую визуальным контентом.

И нельзя не отметить первого запечатленного на пленке "Франкештейна", которого снял в 1910 году Джеймс Сирл-Доули. Это уже гораздо более серьёзная работа: приличный хронометраж (почти 13 минут), интертитры, музыкальное сопровождение, множество спецэффектов и полноценный сценарий.

Что касается второй части вопроса: напугать современного зрителя этим картинам вряд ли под силу. На заре кинематографа зритель не был столь избалован и искушён, и простой радиопостановки было достаточно, чтобы всерьёз его напугать. Соответственно, любая визуализация насилия и чего-то противоестественного воспринималась зрителем очень остро, ибо ничего подобного он раньше не видел. А современный зритель видел уже очень многое, и требует  долгой и умелой проработки атмосферы с искусным нагнетанием саспенса, ситуацию, в которую он сможет себя поставить, джампскейров, то есть целую кучу визуальных приёмов и решений. Поэтому упомянутые картины ценны, прежде всего, как памятники времени: смотря их сегодня, вы получаете не столько картинку, сколько дух безвозвратно ушедшей эпохи.

46
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Фильмы ужасов снимались еще в эпоху немого кино. Что касается того, какой фильм оказался первым, то точно это установить практически невозможно, т.к. в истории немого кино до сих пор осталось гигантское количество темных пятен - о многих фильмах того времени до нас дошли лишь упоминания, но не осталось самой плёнки с ним; также, очевидно, от многих фильмов не осталось даже упоминаний - в те времена почти никто не занимался архивацией фильмов или ведением какой-нибудь культорологической статистики по фильмам, т.к. в начале 20-го века кино еще не воспринималось как полноценное искусство.

Первыми же знаменитыми фильмами ужасов можно считать работы немецких кинорежиссеров - "Голем" (1915), "Кабинет доктора Калигари" (1920), "Усталая смерть" (1921) и "Носферату" (1925).

Мне довелось посмотреть лишь "Кабинет доктора Калигари" и, по моему мнению, надо быть уж слишком впечатлительной натурой, чтобы всерьёз испугаться от этого фильма.  Однако в фильме есть пара сцен, которые  в современной обработке смотрелись бы вполне пугающе в (что, вероятно, кинематографисты разных стран неоднократно и делалли, т.к. "Кабинет" разобран на визуальные цитаты и является одним из основополагающих фильмов в истории кинематографа) . И это не банальные скриммеры, которыми полны современные "ужастики".

6
0

я отнёс бы к самому первому фильму ужасов - "Прибытие поезда к вокзалу..."(не помню, к какому.) Мы можем увидеть половину этого фильма в "Человеке с бульвара Капуцинов". По современным меркам он не отвечает условиям хоррора ? Но вспомните себя в то время . Паровоз казался ещё чем-то вроде Змея Горыныча. И по степени воздействия на зрителей - а они были в ужасе, и даже очень - это вполне воздействие ужастика.

0
Ответить
Прокомментировать

на демонстрации фильма люмьер "прибытие поезда" народ прилично перепугался, от чего именно этот фильм, вероятно, и является одним из самых известных. задумка авторов правда была в другом, но имхо чем не ужастик раз народ наклал в штаны?

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью