Ответить
Юлия Цветкова
7 февраля 12:37.
414
В чем принципиальное различие между музеями классического и современного искусства?
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Музей классического искусства — это место для вещей, которые начались очень давно, и о которых мы многое знаем. Музей современного — это место для вещей, которые еще не придуманы.

К примеру, такая банальная вещь, как рамы. Хотя музеи появились ещё в античности, всю большую часть истории картины висели почти исключительно в интерьерах церквей и частных домов. Следовательно, рамы подбирались не под картину, а под мебель — барокко к барокко, классицизм к классицизму. Старые продавались или выбрасывались. Как следствие, картины в оригинальных рамах встретить достаточно сложно — не в области светской живописи уж точно.

Так что современные рамы подбирают специально под картину и делают реплики соответствующего периода. На это, соответственно, нужны средства и специалисты — достаточно крупная рама может стоить до $60,000.

И так со всем. С постаментами, обоями, отделкой помещений и т.д. Если здание старое и его уже не переделаешь, то оно будет неизбежно нести и собственную историю — но когда доходит до новых зданий, осмысленным становится всё, включая форму дверных ручек и конкретный тон кирпича снаружи.

Соответственно, и люди, которые его организуют, это люди других областей и образования, нежели в случае с музеем современного искусства. Кураторы и консультанты музеев классического искусства — это историки, археологи, специалисты по вещам своего периода.

Важно в этом контексте главным образом понимать то, что это не храм прошедшего — это храм дожившего.

Музей современного искусства не похож на всё перечисленное практически ничем. Это храм текущего. Даже если большая часть работ уже принадлежит канону, музей современного искусства всегда находится скорее в настоящем и будущем, нежели в прошлом. И если классический музей занимается продолжением существующих положений, то современный создаёт новые.

Идеальным примером тут будет прошедший недавно фестиваль documenta 14, который раз в 4-5 лет занимает весь музейный округ Касселя. Всё пространство трансформируется под нужды конкретных работ, но никто заранее не знает, какие это будут работы. Если тот же MoMA выставляет работы в целом внутри уже существующего канона (от примерно 70-х и далее), и на совсем новое там отведены только два этажа, то documenta работает с историческими зданиями, где стены так удобно не раздвигаются, и работы в идеале будут собраны вокруг идеи, которая никогда еще не осуществлялась. Во всяком случае, не таким образом.

На последнем фестивале друг с другом соседствовали части рыболовных судов и огромной длины гобелен, пересказывающий истории колонизации дальнего севера, макет парфенона из запрещенной литературы и целый этаж рисунков по мотивам различных эпизодов из истории русской литературы, зал с песнями на мёртвых языках, иконы 14-го века и планы по переустройству Освенцима.

У большинства этих работ нет формата, в котором они должны быть. Нет мебели, к которой они идут. Большинство их контекстов труднодоступны, поскольку они малоизвестны или продолжают умалчиваться по сей день. Часть из них переосмыслены самим появлением на фестивале.  

И всё это собирается вместе по принципу, который формулируется скорее в форме поставленного вопроса, нежели утверждения. Это не что-то, о чем мы все уже знаем, по крайней мере до тех пор, пока археологи не найдут что-то новое. Это что-то ещё не решившееся, но что возможно будет решено в будущем.

Соответственно, и композиция их кураторов всегда немного другая. Это тоже люди, чьей основной областью будет история искусства, но второстепенные области будут другие — в литературе, философии, критике, культурологии, собственно кураторстве и т.д. Это люди, которым нужно анализировать текущее и собирать новое.

~

В заключение нужно сказать, что время от времени эти роли частично пересекаются. Например, это авторские выставки в Kunsthistorisches Museum в Вене, где современные художники собирают экспозицию из малоизвестных вещей в исторической коллекции, или "парные" выставки в музее Мунка в Осло, где весь музей выставляет работы двух художников, один из которых — Мунк, а другим может быть кто угодно, с кем будет достаточно интересная перекличка.

Эти вещи существуют уже по каким-то своим "третьим" правилам. Этот формат еще пока что довольно сырой, и куда он пойдёт — пока неизвестно, но это один из самых интригующих форматов, которые на сегодняшний день есть.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Я считаю, что в подаче. Про искусство, хорошо оно или плохо сейчас - судить не возьмусь, рассмотрим его объективно как цель посещения. Приходя в тот же Эрмитаж, Пушкинский, ты будто приобщаешься к некоторому таинству. Массивные колонны, картинные залы в тусклом обрамлении охровых ламп, паркеты, ковры, достойные дворца. А ведь раньше за билетиком в пантеон великих творцов приходилось стоять в огромных очередях, благо, сейчас такого нет. Хотя признать стоит и то, что теряется некоторая романтика.

Современные музеи это никак не дворцы, но футуристичные и довольно компактные центры - точно. Вызывают ли восторг? С той же вероятностью, что вызовут восторг классические выставки. 

Всё на любителя, знаете ли.

Все эти огромные помещения с невероятной акустикой, те же колонны, только построже. Объекты невероятные местами, а порой и вызывающие недоумение. Равно как в той же Третьяковке, верно?

Подведём некоторый итог. В чём разница?

  • В форме
  • В подаче
  • В позиционировании 
  • В архитектуре помещений (очень тривиально, Господа)
  • В восприятии 
  • В душевной открытости к обывателю

А восприятие у всех разное. Вы можете обхаркаться после мадонны, а потом зачарованно осматривать стену из цветочных аквариумов. И наоборот! 

+ Информация. При сотрудничестве музея "Гараж" в июле был проведён J-Fest. Т.е. фестиваль японской культуры, уже в свою очередь предоставивший площадку для косплея и ярмарки аниме-атрибутики. Молодёжненько так. 

Think about it.

Христиана Уинстонотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

В том, что в современных нет искусства. Если Вы конечно о "современном" как о нарицательном, ну вроде ананаса покрытого зеленой краской за стеклом на пару с галстуком с пришитой к нему мошонкой дикобраза. Я надеюсь, тут разница уже станет очевидна.
А если все же нет, то современное - опелирует к массам и оперирует массами (каловыми), пипл хавает. Как итог Рахманинова  не помнят ( в России ), луи Давида не знают. Применимо к любой области искусства.