Alexander Grothendieck
июль 2016.
5359

Каким образом журналисты узнают о событиях, которые позднее будут опубликованы ими в качестве новостей?

ЖурналистикаМедиа
Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
10
5 ответов
Поделиться

навскидку, из практики, наверняка что-то забуду

в принципе, новости с этой точки зрения делятся на два типа: предсказуемые и непредсказуемые. наводнение в Тбилиси - непредсказуемо, а угадать, что на оглашении приговора по делу Навального будет что-то важное довольно несложно.

таким образом, источники выглядят примерно так (порядок "как вспомнилось)

непланируемое:

- сообщения коллег (чаще всего агентств, на втором месте региональные СМИ) о только что случившемся внезапном событии (пример - "ТАСС /МОЛНИЯ/ в Тбилиси случилось наводнение")

- информация в социальных сетях - иногда случайно натыкаешься, иногда тебе пишут ("живу в деревне на границе Крыма с материком, у нас поставили минные поля")

- информация пресс-служб ("пресс-секретарь Паука заявила, что кандидат дичайше будет участвовать в выборах мэра Химок, например")

- собственные наблюдения/изыскания ("Только что на моих глазах произошла авария)

- информация от источников в полиции/скорой/пожарной ("По оперативной информации упал вертолет")

планируемое:

- анонсы коллег ("РИА Новости сообщает, что завтра пройдет пресс-конференция депутата Мизулиной")

- собственные знания/поиск журналистов ("в этом году 70-летие бомбардировки Хиросимы, хм, может, сделать что?")

- анонсы пресс-служб ("через полгода в Москве состоится концерт Metallica")

- информация от источников в самых важных структурах ("Только что депутат такой-то удалил из декларации гигантскую квартиру")

на самом деле, намного интереснее не поиск новостей - за редчайшим исключением это текучка, которая находится при более-менее механическом изучении порученного сегмента. самое интересное - это как рождаются большие истории и темы. никакой классификации здесь нет и быть не может, к сожалению. крутые идеи всегда приходят черти откуда, то от простых наблюдений (вернулся в Москву с войны, удивился огромному количеству камуфляжа на прохожих, подумал пару месяцев и поискал сюжеты, одновременно формулируя тему - снял историю про милитари-гламур), то от случайного серфинга по сети (читаешь на википедии про Польшу при Российской империи - придумываешь тему про сообщество эсперантистов), то от внимательного изучения бэкграунда после просмотра фильма (не написали еще историю, так что не расскажу пример), то от простого изучения истории и тенденций (тоже не расскажу пока). на самом деле, одна из самых приятных стадий в работе журналиста - это озарение, когда придумалась тема. в том числе потому что за ней наступает стадия неприятная - поиск сюжетов/контактов/отправление запросов/чтение литературы по теме и тп. зато если срослось и это, то дальше уже снимаешь/пишешь, это тоже здорово.

вот

Евгений Фельдманотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

В деловой журналистике есть два главных канала получения информации: общение с источниками (в компаниях, госструктурах) и умение читать документы. С источниками все просто - либо они сами желают с тобой посплетничать, либо тебе приходится клещами вытаскивать из них информацию, названивать, просить о встрече. Многие сдаются и рассказывают хотя бы часть.

Документы. Есть отчетность компаний (если ее акции торгуются на бирже, она обязана раскрывать информацию), АО также обычно публикуют годовые и квартальные отчеты. Законодательные акты - все проекты публикуются сейчас на портале раскрытия информации, но там такой поток, нужно уметь фильтровать. Еще есть картотека арбитражного суда, портал госзакупок, где много всего интересного

Инфоповоды, которые потом становятся новостями есть практически везде. Главное, уметь их "вылавливать".

- наловить "инфоповодов" можно через новостные RSS-агрегаторы (к примеру, Яндекс.Новости). Поиск новостей осуществляется по заданным критериям (например, по вашему городу, области/краю или конкретно по персонам). Есть такие новости региона, про которые пишут федеральные СМИ, но в силу своей специализации или лени, не совсем прорабатывают тему. У регионального журналиста всегда больше возможности эту тему развить, найти местных ньюсмейкеров, собрать фактуру в виде фото и видео и т.д.

- некоторые СМИ на своих сайтах имеют рубрику "Народная новость" или кнопку "Добавить новость", когда читатели самостоятельно добавляют материал на сайт. В моей практике мы естественно такую новость не добавляли сразу (большинство посетителей не смогут написать текст, как он должен быть). Новость проходила модерацию, мы связывались с автором и перерабатывали текст перед публикацией, оставляя его смысл. Так же "инфоповоды" приходили и в редакционной переписке с читателями по электронной почте. В большинстве случаев это "крик о помощи".

- большой пласт информации можно почерпнуть из социальных сетей. Для этого необходимо подписаться на людей, которые постоянно что-то замечают, в чем-то участвуют, выкладывают фото и видео что называется "с места событий". Если вы читаете их в твиттере, заведите себе отдельный список из таких аккаунтов, включив туда и официальные аккаунты пресс-служб различных ведомств, организаций по вашему профилю.

Показать ещё 2 ответа
Ответить