Какие есть современные теории сознания и в чем их суть?

14835
7
0
12 июля
11:43
август
2015

Вопрос довольно трудный и ответ на него вряд ли принесет удовлетворение, так как понятие сознания перегружено значениями, а значит встречается с самыми разными ожиданиями того, что должно быть объяснено. И одним из центральных вопросов любой теории сознания является определение этого феномена. Я предложу теории, которые связаны с темой отношения сознания и нейронных процессов в мозге.

1. Теория тождества. Она объявляет сознательные процессы тождественными процессам в мозге, вопреки нашим интуициям, что сознательные состояния обладают некоторой не сводимой к физическим эффектам природой. Теоретики тождества объясняют свою позицию тем, что постулирование существования отдельного феномена в мозге противоречит принципам научного познания, а представление об отдельной природе сознания связаны с обыденными заблуждениями вроде того, что Вечерняя и Утренняя звезда - разные объекты ( хотя это один и тот же - Венера). Различают типовую теорию тождества и теорию тождества признак-признак.

2. Функционализм. Это наиболее популярная среди когнитивных ученых позиция. Сознание не тождественно физическим процессам, так как одно и то же ментальное состояние ( например, решение математической задачи) может быть реализовано разными физическими носителями. Здесь популярна компьютерная метафора. Сознание - это софт, а мозг - это железо, таким образом, функционализм подстегнул исследования в сфере искусственного интеллекта.

3. Нередуктивный функционализм или дуализм свойств. В отличие от традиционного функционализма, который все же настаивает на том, что сознание не обладает отдельной природой, кроме физической, теоретики данного направления выдвинули ряд аргументов, показывающих, что какая-то часть сознания принципиально не может быть функционализирована. Традиционно, этой частью являются квалиа, качественные характеристики сознательного опыта ( краснота красного, субъективная сторона сознательного опыта). Именно вокруг квалиа развернулись основные баталии в дискуссиях о природе сознания.

4. Нередуктивный физикализм Чалмерса. Чалмерс объявил квалиа Трудной проблемой сознания, которую невозможно решить методами когнитивных и нейронаук. Он предложил считать сознание в этом смысле такой же фундаментальной характеристикой Вселенной, как и фундаментальные физические взаимодействия. Из этого вытекало две позиции: 1. Эпифеноменализм - квалиа не играют никакой роли в физических процессах, но тогда их постулирование становится сомнительным 2. Панпротопсихизм. На фундаментальном уровне существуют протосознательные свойства, ответственные за выполнение некоторых физических функций и в должной комбинации за конституирование сознательного опыта

5. Квантовая теория сознания. Это подвид панпсихистской теории сознания. Пенроуз и Хамерофф считают, что сознание реализуется через квантовые эффекты в микротрубочках нейронов.

6. Модель множественных набросков или славы в мозге. Это теория Деннета. Никаких квалиа не существует - это ошибка. Квалиа являются результатом совпадения множества отношений, то есть являются реляционными свойствами, такими же, как расположение объекта или расстояние между объектами. Мозг представляет собой машину с параллельной архитектурой, где конкурирующие коалиции нейронов борются за "власть". Например визуальные коалиции диктуют свою волю остальным в некоторых случаях. Сознание же является результатом пробы, когда субъект тестирует свое внутреннее состояние, именно в этот момент возникает заблуждение о том, будто бы внутри нас существует некий Картезианский театр, внутри которого сидит наблюдатель - душа или Я.

7. Репрезентационализм. Эта теория близка к вышеописанной и тоже считает, что квалиа не обладают отдельной природой, а являются частью репрезентативного контента.

8. Теория глобального нейронного пространства. Она близка к последним двум. Сознание реализуется тогда, когда в мозге происходит процесс глобальной синхронизации, вовлекающий в себя разные функциональные участки мозга. Таким образом, создается своего рода большая нейронная сеть, налаживающая сообщение и вещание информации через множество структур в мозге. Нейроученый Деан называет появление сознания лавиной, когда эффекты в одном отделе мозга ведут к возбуждению нейронов везде, далеко от этого отдела. Здесь решается вероятностная задача на основе Байесовской вероятности. Несознательные процессы тоже действуют на основе расчета вероятностей. Но сознательный процесс призван предложить глобальную модель когнитивной ситуации, в которой находится организм.

9. Теория интегрированной информации Тонони и Коха. Как и концепция выше, эта теория предполагает, что сознание имеет место тогда, когда происходит масштабный синтез информации в мозге.

10. Аттендированная Среднеуровневая теория реализации сознания. Она выступает оппонентом теории восемь, считая глобальную синхронизацию, связанную с активацией высокоуровневых зон коры головного мозга ( например, лобных долей) избыточной и перегруженной. Человек уже обладает сознанием на среднем уровне, если эта информация является предметом работы для системы (то есть аттендирована). Например для визуального восприятия зоной сознания является экстрастриарная кора, вовлекающая, например, зрительные зоны V 2,3,4 .

11. Биологический натурализм. Сознание является таким же биологическим феноменом, как фотосинтез или пищеварение, но тем не менее принципиально не сводимо к физическим свойствам мозга.

Данный обзор является неполным и лишенным надлежащей систематичности, между данными позициями существует множество тонких связей. И боюсь, что эта информация сбивает столку, но это уже хорошее начало для тех, кто хочет начать погружение в современные исследования сознания. Пока можно понять, что до сих пор мы не обладаем четким понимание этого феномена или хотя бы таким, где был бы достигнут относительно большой консенсус.

54
2
август
2015

Несколько небольших замечаний.

Функционализм это прежде всего метафизическая точка зрения, что функциональные состояния имеют каузальную силу вне зависимости от составляющих их компонентов (в отличие от теории тождества тип-тип, где каузальной силой обладают только конкретные физические состояния). Теория тождества признак-признак вполне вписывается в функционализм, Джон Серл эксплицитно относит ее туда. Все перечисленные более конкретные гипотезы сознания (multiple drafts Деннета и др.) являются функционалистскими. Поскольку функционализм занимается каузальными функциональными состояниями мозга и подавляющее большинство функционалистов считают себя физикалистами, то можно сказать, что проблема феноменального сознания и квалиа вообще его не касается (известный пример - Деннет по прозвищу "Зомби").

Квантовая теория сознания Хамероффа и Пенроуза не является панпсихистской, скорее просто физикалистской, как и большинство существующих квантовых и электромагнитных теорий сознания.

Репрезентационализм это скорее не полноценная теория, а концепция в рамках философии восприятия и сознания, известная со времен Декарта и Локка. Сегодня репрезентационализм популярнее всего опять же в когнитивной науке и функционалистской философии сознания, хотя, например, такой крупный философ как Серл - его оппонент.

Охарактеризовать биологический натурализм, на мой взгляд, правильнее тем, что сознание является результатом каузальных взаимодействий между различными уровнями системы (например мозга), в результате чего система интенционально "замкнута сама на себя" - может концептуализировать и означивать себя. Кроме Серла, подобная теория есть у биолога Дж. Эдельмана. Похожих взглядов придерживается нейролог и биоантрополог Терренс Дикон, описавший их в своей невероятно крутой книге Incomplete Nature (2011).

Хочу отметить, что полностью согласна с утверждением "Вопрос довольно трудный и ответ на него вряд ли принесет удовлетворение". Поверхностный ответ на сформулированный таким образом вопрос требует написания небольшой книжки.

16
5
август
2015

Основной вопрос философии сознания - это по прежнему вопрос, можно ли с ним работать как с материальным объектом, измерять его и манипулировать состоянием, а также передавать его состояние другому существу с помощью приборов. Если сказать более строго - имеет ли каждый субъективный факт объективное проявление или нет. Второй вопрос: все ли факты в материальном мире кем-либо наблюдаемы (или же есть никем не наблюдаемые факты). В зависимости от ответов на эти вопросы, можно выделить 4 концепции. "да, да" - панпсихизм (предельный случай материализма и идеализма, полное тождество), "да, нет" - классический материализм, "нет, да" - классический идеализм, "нет, нет" - дуализм. Большинство современных авторов отвечают на первый вопрос "да", то есть являются материалистами. Но со вторым вопросом ситуация гораздо сложнее.

10
0
показать ещё 5 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта