Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
17
2 ответа
Поделиться

Безусловно, в "Лолите" есть любовь. И конечно, любит здесь только Гумберт Гумберт. Что, собственно, мешает его страсть считать любовью?

  1. Взрослый мужчина совращает ребенка двенадцати лет. Да, действительно, юридически Гумберт подпадает под статью, но фактически он прав: "это она меня совратила". В первую совместную ночь выясняется, что Лолита рассталась со своей девственностью еще до секса с "отчимом" (ее первым мужчиной стал 13-летний Чарли из летнего лагеря), к тому же собственно к акту Гумберта склонила сама Лолита.

  2. На протяжении всего повествования Гумберта терзает один и тот же страх – вот Лолита вырастет, станет типичной прыщавой студенткой, утратит свои нимфетские черты, и все ее очарование умрет. Этого ждет и читатель: какая разница этому педофилу, Лолита или любая другая миловидная девочка-подросток? Однако с течением времени ничего подобного не происходит. Мало того, спустя три года, когда Гумберт видит перед собой уже замужнюю и беременную Лолиту, которая уже явно вышла из возраста нимфетки, то понимает, что продолжает ее любить. "... и вот она была передо мной, уже потрепанная, с уже не детскими вспухшими жилами на узких руках, с гусиными пупырышками на бледной коже предплечьев, с неемкими "обезьяньими" ушами, с небритыми подмышками, вот она лежала передо мной (моя Лолита!), безнадежно увядшая в семнадцать лет, с этим младенцем в ней... и я глядел, и не мог наглядеться, и знал – столь же твердо, как то, что умру, – что я люблю ее больше всего что когда-либо видел или мог вообразить на этом свете, или мечтал увидеть на том".

  3. Условно говоря, Гумберт Гумберт довольно расчетливый педофил. Однако хоть он и ровесник "Коллекционера" Фаулза, но вовсе не выглядит как типичный модернистский маньяк, несмотря на довольно натуралистичные пассажи в своем дневнике и в целом порочный с точки зрения морали образ. Напротив, он даже приближается  к романтическому герою. Во-первых, он осознает, что его земное счастье невозможно и даже если случится, то обязательно оборвется, а он снова окажется несчастным психопатом, одержимым нимфетками. Во-вторых, воспевая любовь к Лолите в стихах, в дневниковой прозе, он не просто эстетизирует одну запретную страсть как филолог-интеллектуал, а совершенно искренне рассказывает свою историю, и ты невольно начинаешь его чувству и верить, и сопереживать. В третьих, даже с точки зрения формы, история получилась вполне себе романтической: "дуэль", смерть, завещание и т.д. И наконец, стремление к бесконечности и бессмертию любви как главной религии влюбленного героя, романтического героя, тоже на месте, и неслучайно на "самом видном", в финале: "И не жалей К.К. (речь о Клере Куильти, с которым Лолита сбежала от Гумберта и которого тот застрелил). пришлось выбрать между ним и Г.Г., и хотелось дать Г.Г. продержаться месяца на два подольше. Говорю я о турах и ангелах, о тайне прочных пигментов, о предсказании в сонете, о спасении в искусстве. И это – единственное бессмертие, которое мы можем с тобой разделить, моя Лолита".

136
-10

Что, собственно, мешает его страсть считать любовью?

Страсть - это брать, любовь - это отдавать. Потому Гумберт просто развратил ребенка в угоду своих желаний, продиктованных страстью, вызванной в свою очередь психозом на тему нимфеток.

+5
Ответить
Прокомментировать
  1. Смотря что вы понимаете под словом "любовь".

  2. Разновидностей того, что понимают люди под словом "любовь" так много, что, пожалуй, всё, что вы для себя определите как любовь, то и любовь.

  3. Если ориентироваться на "авторитеты" (хотя в таком вопросе шли бы все авторитеты... своими дорогами) - тут со стороны Гумберта Гумберта минимум два вида любви:

"Эрос" - Страстная физическая любовь, в ней большое значение имеет внешность партнёра;

"Маниа" - очень эмоциональная любовь, похожая на езду на американских горках. Любовники, одержимые манией, колеблются между восторгом и отчаянием. Эта любовь соответствует нашему культурному стереотипу «романтической любви».

Со стороны "похитителя" его прелести - как минимум отчасти

"Людус" - любовь, похожая на игру, её никогда не принимают всерьёз. Влюблённые, не желая причинять боли другому, тем не менее всё же часто обижают партнёра. Порой любовь такого типа подразумевает отношения с многочисленными партнёрами сразу

  • ну, помните, какой он квест герою устроил 

(Аристотель - 8 видов любви; современные психологические модели - Джон Алан Ли, 1973; затем Клайд и Сьюзан Хендрик, 1986 - 6 стилей любви)

33
-7
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью