Артурян Манасевич
февраль 2017.
9255

Почему, узнав о чем-то новом, я в течение нескольких дней продолжаю везде натыкаться на информацию по этой теме?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
13
2 ответа
Поделиться

Понятно, что вы натыкались на неё и раньше. Просто раньше это была «ещё какая-то информация», ничем не выделявшаяся из прочего информационного шума, а после того как вопрос вас заинтересовал, и то, о чём вы узнали, получило собственную «единицу хранения» в системе памяти, да ещё и активную по сравнению с множеством других, ваше познание стало более избирательным в этом отношении. Сходным образом студенты-медики младших курсов начинают «замечать» у себя симптомы тех заболеваний, которые они только что изучили (а о студентах-психологах лучше и вовсе не говорить). А услышав фамилию нового автора, вы в книжном магазине первым делом заметите его книжку на стенде с новинками. 

Наше непроизвольное внимание управляется тремя основными факторами: интенсивностью воздействия (громкий шум, яркий свет), нашими собственными потребностями и мотивами (например, наше внимание начинает привлекать еда, когда мы голодны, или звук шагов, когда мы идём по тёмному переулку) и, наконец, нашим опытом. Причём это может быть как сформированный опыт (так человек, профессионально занимающийся ремонтом квартир, придя в гости, сразу видит, что обои наклеены неровно, в то время как остальные могут никогда этого не заметить), так и недавний – именно этот вариант интересует автора вопроса. Как предполагал один из основателей когнитивной психологии Ульрик Найссер, механизм этого последнего типа влияний, связанных с тем, как наш индивидуальный опыт организует и структурирует для нас окружающий мир – как раз формирование и активация так называемых «схем» в системе памяти, направляющих нашу исследовательскую активность и дополняемых в её ходе (причём, получая новую информацию, мы по сути перезапускаем цикл сбора информации и вновь оказываемся настроены на приём ещё какой-то информации, соответствующей схеме). Есть активная схема – мы будем более избирательны к соответствующей информации, нет – информация пройдёт для нас незамеченной. Не ожидая увидеть «невидимую гориллу» среди игроков в баскетбол, мы её не замечаем, но если нас о ней предупредят, мы в тех же условиях увидим её ясно и отчётливо.

42
0
Прокомментировать

Феномен Баадера-Майнхоф (Baader-Meinhof phenomenon; frequency illusion/частотная иллюзия) — искажение человеческого мышления, заключающееся в том, что после того, как человек приобрел некую новую информацию, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду.

Название феномена придумал комментатор дискуссионной площадки St. Paul Pioneer Press в 1994 году, услышавший имя двух одних и тех же ультралевых немецких террористов в течение 24 часов. Позднее его исследовал профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики.

Иллюзия заключается в том, что, после того, как человек услышал о какой-либо новой вещи или идее, начинает казаться, что она появляется везде, чаще, чем это, казалось бы, должно быть. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.

Многие считают такие совпадения чем-то невероятным. Однако, объясняются они довольно легко: обратив внимание на информацию однажды, человек начинает замечать её и дальше. Современный человек постоянно находится в потоке информации из образов, имён, дат, событий. И неудивительно, что одна и та же информация может попадать в наше поле зрения повторно. Но почему же из всего потока мы вычленяем именно ту, о которой уже слышали раньше? Причина кроется в особенности нашего мозга. Дело в том, что наш разум обладает способностью распознавания паттернов (тенденций). Именно благодаря этой способности человек может обучаться, выделяя из общего потока информации именно ту, которая дополнит уже имеющуюся у него информацию по теме. «Избирательное внимание» помогает нам не концентрироваться на том огромном объёме информации, что окружает нас ежедневно, а значит, помогает сохранять наш разум в порядке. Другое дело, что не всегда мы обращаем внимание на важную информацию. Порой в нашем разуме «застревает» совершенно малозначительная деталь, которую позже мы начинаем замечать повсюду.

Люди переоценивают важность совпадений, забывая об их вероятности. Происходит это ещё и потому, что отсутствие повторяющихся событий не остаётся в нашей памяти, а значит, не привлечёт внимания и не вызовет такого удивления, как регулярные совпадения. Но стоит событию повториться, как наш мозг тут же свяжет его в паттерн и выделит ему особое место в нашем разуме.

Получается, что когда мы слышим о чём-то, о чём слышали буквально на днях, нам кажется это удивительным. Так получается потому, что повтор усиливает эффект новизны информации, полученной впервые, и придаёт ей большую важность. Всем этим и объясняется феномен Баадера-Майнхоф.

И если вдруг через несколько дней вы услышите или прочтете из какого-то другого источника о феномене Баадера-Майнхоф, тенденциях восприятия или избирательном внимании, то поймете, что это не мистика, а результат работы нашего мозга.

16
0

Простите за исправление, но так часто это вижу и слышу, что глаза режет:

феномен Баадера-Майнхоф, не <...>Майнхофа - в этом дуэте Баадер был мужчиной, а Майнхоф - женщиной, поэтому его фамилия склоняется, а её - нет.

+1
Ответить

всё это было и прошло.и оглянутся не успел я и лиш дороги палотно стелится белым белым снегом.псевдоним-Пароход.

0
Ответить

Исправил. Благодарю за замечание)

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью