Почему в Древнем Риме философия не получила такого развития как в Греции?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
2 ответа
Поделиться

Разница в характере и особенностях путей общественного развития. Во времена, когда в Греции Фалес смотрел на звезды, в Риме к власти приходит Тарквиний Гордый. Римский полис еще только формируется, еще нет законов XII таблиц, а Папирий, с которого начинается история римского права, даже не собрал законы царей. По мере того, как Рим достигает поры расцвета, Греция, в свою очередь, переживает кризис. Походы Александра Македонского перевернули привычное мироустройство, после его смерти Восточное Средиземноморье и Ближний Восток становятся ареной для столкновений диадохов. Греция как бы на периферии этого нового мира, хотя и ее эти войны затронули. В этот же период, в начале III века до н.э. Академию возглавляет Аркесилай, который тяготеет к скептицизму и полагает невозможным истинное суждение, но только вероятное. Его преемники, как видно, незначительны, потому что от них ничего не сохранилось. Одновременно с этим начинает процветать тяга к роскоши, которая объясняется кризисом традиционной общественной структуры и хлынувших с востока богатств. Рим же в этот период еще достаточно консервативен, образцовым считается человек, соответствующий трем критериям: гражданин - земледелец - воин. Еще и ко временам покорения Карфагена и Коринфа (146 год до н.э.) нарочитая скромность будут в чести. Показательны примеры Эмилия Павла, который ничего не взял из добычи, полученной в войне против Персея Македонского, и Муммия Ахаика, который, покорив Коринф и привезя в Рим множество статуй, ничего не взял себе лично. Однако уже во II веке до н.э. появляются люди, интересующиеся греческой ученостью - это Сципион Старший и, в большей мере, Сципион Младший, собравший вокруг себя даже ученый кружок. В целом, общество мало одобряло этот интерес к умозрительным занятиям; ярким выразителем этого взгляда был Катон. Его главный трактат - Земледелие, а философия сводится к тому, что быть vir bonus в значении хорошего хозяина. Когда в I веке до н.э. римская интеллектуальная элита все же обратилась к философским занятиям, то возникла даже языковая проблема: не было абстрактных понятий, языкового аппарата. Это интересно характеризует римлян, как людей более практичных и конкретных. Философия всегда оставалась неким занятием, увлечением. Исключением является поздний, собственно римский стоицизм, однако это не строго разработанное философская система, а по большей части размышления по этическим вопросам. Яркие представители - Сенека, Музоний Руф (сохранились лишь фрагменты его работ), Эпиктет (грек и вольноотпущенник), Марк Аврелий (писал по-гречески). Мне кажется, что философом (опять же, скорее мыслителем этического характера) до некоторой степени можно назвать Тацита, который попытался проследить динамику развития и падения общественных нравов через историю (в принципе, традиция начатая еще Саллюстием). Наконец, стоит еще принимать во внимание кризис античной культуры: ко временам расцвета Римского государства (рубеж эр) было создано уже такое количество произведений, что создавать что-то новое было сложно по причине трудностей охвата имеющегося наследия. Потому начинаются появляться компиляции, эпитомы, сборники. Яркие примеры - Historia Naturalis Плиния Старшего (энциклопедия по естественным наукам) и Noctes Atticae Авла Геллия (по сути, записная книжка, куда автор выписывал все интересное, что попадалось ему во время чтения).

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
-1
Прокомментировать

Потому что философия очень долго считалась опасной для государственных и моральных устоев, и греческие философы проникли в Рим слишком поздно.

Так, Клавдий Элиан пишет: "Эпикурейцы Алкей и Филиск были изгнаны из Рима за то, что знакомили юношей со многими неподобающими наслаждениями. Мессенцы тоже заставили эпикурейцев покинуть свой город." Согласия по поводу времени, когда это произошло, нет - либо в 173 г. до н. э., либо в 154 г. до н. э.  Но точно известно, что в 161 г. до н.э. философам и риторам было указом Сената запрещено находиться в Риме.

Философы снова появились в Риме не в качестве философов, а в качестве послов. Афиняне разрушили город Ороп и были оштрафованы римлянами. Чтобы избежать уплаты большого штрафа, греки отправили в Рим послов. "Философское посольство" из Афин - академик Карнеад, стоик Диоген Вавилонский и перипатетик Критолай - прибыло в 155 г. до н.э., и  выступления греков произвели такой фурор, что их поспешно отправили домой. 

Дело было в частности в том, что Карнеад выступал с парными речами, по очереди отстаивая противоположные точки зрения - сначала защищал справедливость в политике, потом аргументировал против нее. Молодое поколение привлекла эта независимость мышления, но старшее поколение ее не поняло.  Оно приняло и усвоило из греческой мысли прежде всего тексты чисто утилитарные, такие как "Домострой" Ксенофонта. Поэтому римская философская литература долгое время оставалась прикладной, дидактической.

Александр Зайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью