Михаил Иванов
февраль 2017.
3445

Как происходит ценообразование предметов искусства? Как картины становятся дорогими?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
12
8 ответов
Поделиться

Давайте расскажем историю одной картины — это "Казнь" Ю Миньюна, и самая дорогая картина современного китайского художника на момент своей продажи в 2007 году. Вот она:

Ю Миньюн написал картину в 1995 году. Ему было чуть больше тридцати лет, и он уже успел найти свой стиль, который почти целиком является одной большой аллюзией на одну фотографию Geng Jianyi с неестественно улыбающимся лицом — тема ненастоящего счастья эпохи Культурной Революции в Китае.

Композиция картины почти целиком повторяет "Расстрел защитников Мадрида" Гойи, и посвящена событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989-м, когда студенческие демонстрации были разогнаны с применением военной силы, что привело к сотням человеческих жертв.

С той разницей, что у группы людей по правую сторону нет винтовок. Разница между двумя группами только в том, что одни одеты, а другие нет.

Картина была куплена его знакомым дилером Манфредом Шёни, владельцем галереи в Гонконге, который был известен как меценат художников из азиатских стран с непростой политической ситуацией — иными словами, он выставлял тех, кому нельзя было выставляться.

Картина не висела публично — Шёни опасался преследования художника, и держал её в задней комнате, где показывал только друзьям и коллегам. Одним из этих друзей оказался Тревор Саймон — никому не известный консультант из инвестиционного банка, двадцати с небольшим лет, бывший в Китае в одной из многочисленных командировок.

Вот как Саймон вспоминает своё впечатление от картины:

"As soon as I saw it, my whole self changed. I realized that this stood for everything that was going on at the time, so I was stunned into silence literally. I saw what was happening in China. (...) That's murder, true assassination of a political figure. But here, it's far more potent. Because they're killed by culture. You're stripped down, you're defenseless. Even worse, you're being shot with cultural forces, not bullets. I knew without a millionth of a doubt that that was the story of China on canvas."

Саймон решил купить картину сразу же, на месте, но Шёни опасался — и за жизнь художника, и за свою. В конце концов они сошлись на том, что Саймон заберёт картину в Лондон, и она не будет нигде выставляться на протяжении как минимум пяти лет.

Саймон отдал за холст чуть больше $30,000. Или две трети его тогдашней годовой зарплаты.

Вскоре после возвращения в Лондон, Саймон оставил работу в инвестиционном банке. По его словам, картина, запертая в контейнере на пригородном складе, была для него чем-то вроде ментального костыля, напоминавшего о том, что на самом деле происходит вокруг него. Это давало ему силы, в числе прочего, перебороть собственную алчность, которая изначально привела его в финансовый сектор, и которая убивала его точно так же, как это изображается на картине. О картине он не говорил никому, даже матери и любимой женщине.

Ждать своего первого явления миру картине пришлось значительно дольше, чем того требовала изначальная договорённость. Политическая ситуация в Китае продолжала быть нестабильной, а в 2004-м году Манфред Шёни был убит на Филиппинах — событие, которое, по мнению Саймона, было связано с его патронажем "неофициальных" художников.

Положение Ю Миньюна, тем не менее, постепенно вывело его в ранг признанных и разрешенных — главным образом благодаря успеху более нейтральных работ среди западных коллекционеров на азиатском рынке. В конце концов стало ясно, что картину уже можно показывать — и в 2007-м году Саймон решил предложить работу аукционному дому Sotheby's в Лондоне.

Ещё до начала торгов картина была признана обозревателями как самое важное полотно т.н. Китайского авангарда, когда-либо выставлявшееся на торгах. Она ушла почти за пять миллионов.

Картина растёт в цене потому, что она работает. И как следствие, в неё делаются вложения, оказывающиеся более чем материальными.

Все остальные причины — не более чем "остальные".

__________________________________________

По той же теме:
Как вышло, что картины стали стоить миллионы
Почему картины Марка Ротко такие дорогие

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
-4
Прокомментировать

Как ни скорбно это признавать, искусство зачастую действительно продвигается и тиражируется, как ответили выше. И в этом заключается один из ответов на Ваш вопрос: кто-то лишь оказался более удачлив в выборе спонсоров и пиарщиков.

Но я идеалистично не склонна придерживаться подобной точки зрения. Для меня искусство — это в первую очередь идея, а не её воплощение. Манифестация художника (не только, разумеется, но сейчас речь именно об этом, как я понимаю) заключается в том, чтобы обозревать происходящее и выражать своё — да, пристрастное, и что же — мнение. Живое, индивидуальное, возможно, никем не оценённое и не разрешённое. И это мнение должно глаголом (и кистью) жечь сердца людей. Чувствуя сопричастность, близость к художнику и его концепту, люди высоко оценивают его творение. В этом — для меня — и заключается весь секрет.

7
0
Прокомментировать

Потому что это вы так видите их. Чтобы продать такую картину за миллионы, нужно быть опытным художником, со стажем, иметь множество картин и интересную историю. Так же далеко не все такие картины это каракули. Художники совершенствуются, подбирают цвета, формы, преобразовывая это в стиль. Рисуют. А те, кому это по душе и в состоянии отдать приличную сумму за такое произведение, покупают. И ещё такая фишка есть:

- Почему это так дорого покупают? Я ведь тоже так могу.

- Ты можешь, а этот человек сделал.

Kylo Mcdempsyотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-3
Прокомментировать

Часто это заслуга галерей. Галеристы вкладывают время и средства в определённого художника, который им кажется перспективным. За счёт выставок, аукционов на которых присутствуют произведения художника и выпускаемых каталогов произведения становятся узнаваемыми и желанными для покупателей.

Александр Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1
Прокомментировать

Потому что приобретение предмета искусства - это вещь имиджевая, статусная. Если любую картину вы сможете купить за 2 тысячи рублей плюс минус, разве можно будет этим хвалиться, выставлять такие картины в музеях? Само нагнетание атмосферы высокодуховности вокруг произведений искусства призывает оценить их высоко не только в моральном плане, но и в материальном. Один мой знакомый, привет тебе, Женя, если ты это читаешь, говорил: советские люди привыкли, что результат труда оценивается по этим самым трудозатратам. И нам часто непонятно, как может картина, нарисованная путем броска ведра с краской в холст, стоить миллионы. А факт в том, что труд стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Люди, владеющие тем, что они считают произведением искусства, ощущают себя уникальными. Подобный спрос диктует предложение.

Лия Выгонотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
-4

А в чём имиджевость и статусность, если наиболее крупные сделки почти всегда анонимны, проходят частным образом, а не на открытых торгах, и работа в абсолютном большинстве случаев всё равно оказывается в итоге на всеобщем обозрении на безвозмездном долговременном заёме публичным музеям? Перед кем вы будете хвалиться, если об этом никто не знает, кроме узкого круга таких же коллекционеров в количестве примерно человек двести на всю планету?

Это уже не говоря о том, что, допустим, Франческе фон Хабсбург, эрцгерцогине австрийской, едва ли для ощущения своей статусности требуются картины отнюдь не всемирно известного турецкого художника Кутлуга Атамана...

0
Ответить
Здесь, на мой взгляд, уже работает та самая атмосфера статусности, созданная веками и миллионами людей. То есть вы гордитесь сами собой, что владеете таким произведением искусства/отдали его в музей. Более обширное чувство удовольствия, основанное на глубоком удовлетворении, а не просто на факте "показал друзьям, они позавидовали".
0
Ответить

Это у Кутлуга Атамана - атмосфера статусности, созданная веками и миллионами людей? ) Как бы, Рембрандта на рынке нет, рынок почти целиком состоит из постминималистов последних пятидесяти лет, статусность большинства из которых всё ещё под большим вопросом.

Я к тому что может быть, намного проще будет откинуть все эти атмосферности, имиджевости и статусности, и просто признать, что отдельные люди просто любят искусство и хорошо в нём разбираются.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

ну, я немножко не о том. Понятно, что вопрос, скорее всего, навеян именно тем фактом, что последнее время на рынке куча странных картин, которые почему-то оцениваются в миллионы долларов.

Вот я и говорю, что сама идея хорошая картина должна стоить дорого зародилась давно. А вот почему сейчас постминималисты в моде, это уже совсем другой вопрос. Факт в том, что их картины считают произведениями настоящего искусства, а за такие люди уже давно привыкли платить большие деньги, выставлять их в музеях и так далее.

0
Ответить

Я, наверное, создала ложное впечатление, что придерживаюсь мнения, будто все искусство-фуфло, и его цена, как материальная, так и духовная, невероятно завышена. Конечно, нет. Здесь вопрос другого порядка: почему картины стоят так непомерно дорого? Это как, например, почему футболисты получают миллионы, а рабочие нет, хотя трудятся и те и те, предположим, примерно одинаково? Вот и получается, что все зависит от восприятия сферы, от того, какие деньги в ней крутятся и так далее. У богатых людей было принято вкладываться в искусство, и суммы росли и росли.

0
Ответить
сама идея хорошая картина должна стоить дорого зародилась давно
давно привыкли платить большие деньги

Ключевое слово здесь "давно", но это фактически не так. Всей этой теме чудовищных сумм на аукционах тоже не больше полувека, примерно с 60-х или скорее даже 70-х. Когда-то, до 19-го века, у художников были комиссии и заказы, а между этими двумя периодами художники, в общем-то, топили подрамниками печку и ели ластики.

Я, наверное, создала ложное впечатление, что придерживаюсь мнения, будто все искусство-фуфло

Нет, просто вы делаете субъектно-ориентированный аргумент, когда аргумент должен быть объектно-ориентированным.

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить