Что из немого кино XX века вы посоветуете посмотреть?
Для начала, безусловно, Чаплина. Например, "Золотую лихорадку"- легкий, смешной и что немаловажно недолгий фильм. Потом можно посмотреть "Кабинет доктора Калигари", который почти что является фильмом ужасов. Фильм прежде всего должен привлечь как минимум очень искусно и оригинально сделанным задним планом.
Ну и если, в итоге, поймете, что немое кино - это вещь для вас, то посмотрите фильм "Нетерпимость" Гриффита, которого считают одним из отцов-основателей кино как искусства. Фильм по своему масштабу до сих пор выглядит гигантским. Только вот длится три часа. Испытание на прочность.
Смотря для каких целей. Если для образовательных (то есть для ответа на вопрос "а как кино развивалось?"), то короткий список я бы составил такой:
- "Прибытие поезда" – посмотреть, а с чего все начиналось;
- Какие-нибудь ранние фильмы Жоржа Мельеса, чтобы посмотреть на театрализированное кино (самое известное – "Путешествие на Луну", эдакая пародия на научную фантастику более чем вековой давности, еще интересно "Дело Дрейфуса" как документальное кино про актуальную социально-политическую проблему);
- "Большое ограбление поезда" Портера – первый вестерн, пример линейного монтажа и вообще очень интересное с культорологической точки зрения кино; если вы интересуетесь кинематографом, уверен, вы узнаете идеи, впервые воплотившиеся в этом фильме и затем ставшие клише;
- Фильмы Гриффита, чтобы понять, как кинематограф стал полноценным и самостоятельным искусством (главным образом благодаря нелинейному монтажу). Две его главные картины – "Рождение нации" и "Нетерпимость". Более "внушительной" является "Нетерпимость", но "Рождение нации" тоже заслуживает внимания. О, а еще вы, если посмотрите последнюю, по-новому раскроете для себя "Джанго Освобожденного" Квентина Тарантино;
- Несколько комедий Чаплина, который, конечно, был вехой, колоссом. Посмотрите пару фильмов из 10-х годов и более поздние полнометражки (я бы рекомендовал "Золотую Лихорадку" в первую очередь), чтобы проследить за его эволюцией;
- "Паровоз Генерал" Бастера Китона, чтобы знать, что Чаплин был не единственным великим комиком немого кинематографа;
- "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине как пример начала субъективации кинематографа;
- Что-нибудь из советской школы Эйзенштейна и Кулешова. Например, "Броненосец Потемкин", чтобы узнать, что вообще такое советская школа и как изобретались многие приемы монтажа.
Если цель ваша скорее развлекательная, то да, как писали выше, идеальным вариантом будет Чаплин, смешной и, в общем, актуальный по сей день. Причем для развлекательных целей можно смотреть буквально все полнометражные его картины, потому что в каждой из них он умудрялся находить новые способы рассмешить. Ну и большая часть приведенных выше фильмов интересна не только с исторической точки зрения, так что при наличии правильного подхода (сложно бывает отказаться от привычных способов восприятия фильмов, продиктованных звуковой эпохой) они будут интересны.