Арина Анисимова
январь 2017.
9095

Где граница между творчеством и искусством?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
17
6 ответов
Поделиться

Человек всегда думает, что он знает, что делает, чтобы годы спустя выяснить, что на самом деле не знал, и может быть даже не может. Можно предположить, что существенная часть человеческой рассудительности вообще уходит только на то, чтобы как-то оправдывать для себя требования подсознательного, диктуемые принципиально в один конец — что распространяется в равной степени и на язык, которым человек говорит, и на его быт, и на его решения, и на его творчество.

Границы и разницы возникают в тот момент, когда эти практики пытаются одомашнить — делают какие-то шаги к тому, чтобы говорить максимально своим языком, делать максимально осознанные поступки, агрономить мысленный поток, и — переставать заниматься творчеством и начинать заниматься искусством.

Разницу между последними пунктами можно было бы описать в сугубо институционном ключе: творчество не имеет системы, оно непоследовательно и оно абсолютно демократично, то есть в общем и целом выполняет функцию индивидуальной выхлопной трубы, практически не производящей никаких колебаний в культурном пространстве. Тогда как искусство подчиняется принципам собственного контекста: оно происходит в определённых местах, где определённые люди описывают его определённым набором слов.

Но как вы понимаете, это объяснение слишком рационально, чтобы оправдать в читательском сознании всё, с чем искусство при этом ассоциируется, поэтому скажем проще.

Творчество — это когда оно вращается вокруг вас. Искусство — это когда вы вращаетесь вокруг него.

Может показаться, что искусство за двадцатый век стало проще — оно уже не измеряется по канону, оно населено более чем одной традицией, оно сняло с адепта необходимость в выжимании такого-то количества пота, и через пророков своих огласило миру, что art is subjective — но это всего лишь иллюзия при взгляде со стороны. А по факту, даже в самой всепреемлющей парадигме и с самыми вселюбящими кураторами, вход в искусство чрезвычайно узок. Причина этого в том, что искусство отталкивается от другого искусства чуть ли не больше, чем оно отталкивается от жизни.

И тут самое время поговорить о границе.

Искусство — это как помещение, в котором вот уже несколько тысяч лет идёт беспрерывный диалог — о форме, авторстве, метафоре, естественности, истории, определениях и т.д., и даже на нижнем уровне этого диалога планка уже чрезвычайно завышена, поскольку последние сто лет дали нам довольно много в плане теории. Перед вами стоит довольно непростая задача: вам нужно сходу понять, о чём там идёт речь, и начать вносить туда свою лепту. Если же вы не можете этого сделать, то вам проще будет выйти обратно и смотреть на всё это как-то со стороны.

Так что вот. Граница между творчеством и искусством проходит на пороге этого помещения.

Снаружи всё просто и бессмысленно. Внутри всё сложно, но интересно.

Хорошие новости в данном случае в том, что вы никогда не знаете, откуда возникнет то, что поможет вам найти себе место во всём этом диалоге. Стандартный инструментарий тут состоит в истории искусства, теории, философии, антропологии и т.д., но многие художники оказывались там совершенно другим путём. Кто-то, как Поллок, стремился создавать традиции, а не продолжать их, а кто-то, как Пиросмани, работал без ничего вообще.

Разумеется, чтобы во всё это ввязаться, нужно какое-то внутреннее стремление, природа которого выходит за рамки этого вопроса. Трудно сказать, откуда оно берётся, и стоит ли ему следовать — но есть основания предположить, что всё самое лучшее в этой жизни, не относящееся к отношениям с другими людьми, возникало только благодаря ему.

Где-то по линии этого стремления проходит и ещё одна, внутренняя граница между творчеством и искусством, не особенно определимая, но связанная с оптикой ваших личных масштабов. Это тоже вопрос вращения — меньшего вокруг вас или вас вокруг большего — и вышеописанное институционное вращение является всего лишь следствием этого, настоящего.

Но говорить об этом, к счастью, необязательно. Об этом лучше что-нибудь делать.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
-8

Как сложно!!!

+2
Ответить

Что именно? )

0
Ответить

"чтобы как-то оправдывать для себя требования подсознательного, диктуемые принципиально в один конец — что распространяется в равной степени и на язык, которым человек говорит, и на его быт, и на его решения, и на его творчество."   В "один конец" это как, в какой конец?

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

Оттуда сюда, а как ещё.

0
Ответить

Спасибо  за интересный ответ!

0
Ответить

"Друг Аркадий, прошу тебя, не говори красиво!" Драгоценный автор. вы пишете удивительно - выспренно, косноязычно, с массой пунктуационных и синтаксических ошибок. Один пример - "Об этом лучше что-нибудь делать"... Делать ОБ ЭТОМ? Слушайте, не пишите вы вообще ничего. Поищите свое настоящее призвание. Сумбурное  изложение неясных мыслей - еще не статья.  Сатья  относится к аналитическому жанру журналистики. "Кто ясно мыслит - ясно излагает". А у вас прямо как в одном известном фильме - "Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите".

0
Ответить

НАПОР ИЗ СЛАВ. КАЖДЫЙ ИДЁТ СВОИМ ПУТЁМ.ГЛАВНОЕ  ДЛЯ ОБЩЕСТВА.ЛЮДЕЙ ДЕЛАТЬ ХОРОШЕЕ, ИНТЕРЕСНОЕ  И ПОЛЕЗНОЕ. ДЕЛАТЬ НА ВРЕМЕНА

-2
Ответить
Прокомментировать

Творчество — создание чего угодно нового. Новых идей, форм, смыслов, ценностей, объектов, представлений, подходов, решений. Причём критерий новизны тут сугубо субъективен: человек может создавать что-то уже существующее, но если он делает это независимо от оригинального автора — это, несомненно, творчество.

Искусство — частный случай творчества. Такого творчества, которое, во-первых, обрело наблюдаемую форму — стало текстом, картиной, последовательностью действий и т. п., а во-вторых, относится к конкретным областям человеческой деятельности, работающим с культурой и художественными формами: музыке, живописи, литературе и др.

Например, мой ответ можно считать результатом творчества, потому что я не копировал его откуда-то, а сформулировал исходя из собственной картины мира. Но искусством его назвать нельзя. А вот если бы я написал ответ в форме песни или рассказа — это было бы ещё и искусством. Может, говёным — но всё же искусством. :)

13
0
Прокомментировать

Творческое произведение содержит в себе силу, поднимающую сознание человека над поверхностью бытия, позволяя заглянуть за стены, ограждающие границы сознания. Этим творчество отличается от поделок, как зеркало отражающих лишь уровень ремесленного мастерства.

4
-2
Прокомментировать

Мне нужно самое основное, элементарное определение различия между творчеством и искусством. Статья сложена выводами из изначально противоречивого опыта. Добираясь до элементарной основы, вижу следующее: 1. любая человеческая деятельность, что культурная, что естественная, несёт самовыражение, 2. самовыражение безцельно и беззадачно, 3. искусство начинается там, где к творчеству добавляется цель. Алсо, детское вылепливание фигурки - ещё только творчество, формовка кирпича - уже искусство. Ещё проще: дефекация - творчество, готовка еды - искусство.

2
-2

дефекция тоже имеет цель

0
Ответить

Для организма, экосистемы и мира в конечном итоге - имеет. Ничего нет безцельного же. Но для воли индивидуума это только потребность, плюс возможность оставить свой след - то есть, самовыразиться. Произведению дефикации не придаётся никакая ценность - значит и цели не назначается. А значит, не обуславливается критериями (в отличии от искусства). Так что - самый чистый вид творчества.

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

Если я плюнул просто так, то это творчество. А если плюнул с целтю донести, что это протест против дискриминации псов - это исскуство? Или какой то митинг?

0
Ответить

Именно так. Просто плевок - обнаруживание себя через след. Это выражение себя, и для себя - ни для кого. По сути, в творчестве другие для вас не существуют. Это акт самопознания субъекта, и мир в творчестве не актуален.

Если вы плюёте для кого-то, выражать при этом себя вы не прекращаете, но цель акта уже иная. Вы отправляете сообщение внешнему миру, а не себе самому. И, заметьте, это сообщение уже не о вашей натуре, а о чём-то ещё - о какой-то идее, об отношении к чему-то. То есть, о третьих вещах.

В творчестве существую только я и самопознание. В искусстве - третьи задачи.

0
Ответить
Прокомментировать

Мне кажется, определения творчества и искусства из двух разных плоскостей.

Творчество (creation) -- любая деятельность, служащая для самовыражения автора. Т.е. для ответа на вопрос "это творчество?" достаточно ответить на вопрос "для чего автор создавал данное произведение -- для самовыражения или ради денег"? Если для самовыражения -- это творчество, если ради денег -- это ремесло.

Вопрос искусства (art) это вопрос восприятия произведений публикой. Искусство -- это всё то, что публика готова называть "искусством", то, что находит у неё отклик, "резонирует" с ней. Чтобы ответить на вопрос "это искусство?" достаточно лично для себя ответить на вопрос "готов(а) ли я назвать это произведение искусством?"

Субъективность искусства хорошо раскрыта  в книге "Sapiens" Yuval Noah Harari, а определение творчества -- в книге "Антикопирайт" М.Вербицкого.

1
-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью