Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему надоедает учиться в школе?

Психология
jean-claude
  · 3,7 K
Преподаватель, научный сотрудник факультета психологии и педагогики Vrije Universiteit...  · 30 мар 2015

На этот вопрос можно дать очень много разнообразных ответов - как минимум, потому, что все дети разные, и кому-то надоедает учиться по одной причине, а кому-то - по другой. Но попробуем найти универсальный ответ.

1) Учитель

Учитель был и остается центральной фигурой, и от него зависит если не 100%, то 90% происходящего в классе. Если учитель не любит свою профессию и/или не стремится сам постоянно учиться и узнавать больше о своем предмете, не "болеет" своим предметом - большей части учеников будет невыносимо скучно.

Чтобы дети не заскучали, учителю нужно быть хорошим рассказчиком, импровизатором, умеющим чувствовать настроение в классе - практически, шоуменом. Когда учитель сам по себе или под влиянием системы становится просто "говорящей головой", дети теряют интерес.

2) Школьная программа

За исключением некоторых "экспериментальных", "инновационных" школ (хотя, пресловутые "эксперименты" и "инновации" по большей части были изобретены в начале XX века, то есть, 100 лет назад), многие предметы и темы, которые проходятся в школе, совершенно оторваны от контекста. Ученики не слышат с самого начала ответа на вопрос: "Зачем я это изучаю?". Учителю, прежде всего, нужно самому себе ответить на этот вопрос - а это, как показывает практика, происходит не так часто.

Предметы очень жестко разграничены, чего в реальной жизни не происходит; проекты, объединяющие несколько предметов – крайне редкая вещь в российских школах.

Если некоторые дети, с помощью родителей или собственной предрасположенности к анализу, в состоянии встроить знания, полученные в школе, в какие-то свои повседневные занятия и увидеть взаимосвязи между различными науками, то другие дети просто теряются в хаосе получаемых знаний, приходят в отчаяние и теряют интерес – учатся "для галочки", "чтоб мама не ругала" или вообще перестают учиться.

3) Система общего образования

Действующие доктрины общего образования, которые отлично работали и были необходимы в эпоху индустриализации, когда требовалось огромное количество квалифицированных рабочих, в эпоху компьютеров и интернета можно считать устаревшими. Несмотря на все инновации, которые пытаются ввести, костяк системы, ее принципы, остаются теми же, что были 100 лет назад.

Дети очень чутко относятся ко всем новым веяниям, поэтому приходя в школу и находя там систему, которая не имеет к их веку никакого отношения, они теряют мотивацию и даже начинают относиться к школе с пренебрежением.

Если вам интересна эта тема, год назад я написала небольшую статью: "Как общее образование застряло в эпохе индустриализации" (Часть первая – vonema.ru , часть вторая – vonema.ru ).