На сколько един иудаизм; есть ли там враждующие направления, и как это проявляется?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Начнем с крупного деления: ортодоксальный и неортодоксальный (к которому относятся консервативный и реформистский варианты иудаизма). Между ортодоксальным и неортодоксальным отношения вполне можно назвать враждебными

В самом ортодоксальном иудаизме крупный водораздел проходит по границе "ультраортодоксы (ивр. харедИм) - религиозные сионисты". Первые считают вторых политизированным движением, для которого верность сионизму и Израилю важнее исполнения заповедей. Поэтому отношение первых ко вторым тоже можно назвать враждебным. Сами же религиозные сионисты относятся к харедим по-разному, от неприятия и равнодушия до "всё-таки они религиознее нас". Выразители этих взглядов сформировали движение ХарДаль.

Среди ультраортодоксов деление выглядит следующим образом: ашкеназы (потомки выходцев из Европы) и сефарды (потомки выходцев из восточных стран). Ашкеназы делятся на хасидов и литваков, между которыми 150-200 лет тому назад шла реальная война. Сегодня оба эти течения практически не конфликтуют, в Кнессете они представлены единой партией

А вот с сефардами у ашкеназов имеет место перманетный вялый конфликт. Сефарды считаются менее образованными и менее культурными (в 50-х ашкеназы неполиткорректно называли их "швАрцэ хАес", "черные животные"). При этом сефарды очень хотят учиться в ашкеназских религиозных заведениях, а ашкеназы этого не хотят. Отсюда и периодические всплески межобщинной розни.

Среди сефардов тоже имеется разделение на течения, но оно не столь явное. Еще бывают конфликты между хасидскими дворами, но они, как правило, носят не религиозный, а имущественный характер (синагогу не поделили и т. п.).

7
0
  1. Правда, что вызвано историческо-политическими причинами. ХАБАД активно действовал на территории СССР и столь же активно занимался религиозным возрождением в период перестройки и далее. 

По размаху и степени самоотверженности другие движения с ним конкурировать не могли. Для среднестатистического выпускника хабадской ешивы в Бруклине получить приказ "Езжай на Камчатку, открывай там синагогу, а русский язык выучишь на месте" вполне тривиально.

Для Кремля ХАБАД, соответственно, представлялся эдаким воплощением "сионских мудрецов", с организацией, имеющей представительства по всему миру. Дружить с такими (и держать их под контролем) выгодно. Поэтому главным раввином РФ стал раввин Берл Лазар.

  1. В основном, отношение положительное. Представительства ХАБАД есть практически в каждом израильском населенном пункте, под эгидой движения ведется благотворительная и просветительская деятельность. Главными оппонентами являются - см. выше - литваки. Подробнее тут.
+4
Ответить

Не считают, т. к. ХАБАД, точнее, Любавический хасидизм - один из многочисленных хасидских дворов. Хасидизм давно уже сектой не считают, соответственно, и ХАБАД под это определение не подпадает. Структура там вполне открытая, каких-то варварских обычаев нет, людям не запрещают контактировать с окружением. Т. е. признаков сектантства нет.

+4
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью