Виктор Руденко
январь 2017.
2536

Что общего и в чем разница между религией и идеологией?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
8 ответов
Поделиться

Вера — это личные убеждения человека, о которых окружающие зачастую могут только догадываться.

Под религией же в западном мире принято понимать моральное-этические нормы, ритуалы, обряды, общины. Религия в чистом виде в понимании европейца — что-то, предназначенное для личного пользования, что-то аналогичное христианству.

Тем не менее определенные религиозные черты могут быть частью политической идеологии. В частности распространенное заблуждение — представление о магометанстве как о некой религии вроде христианства или буддизма.

Таким же заблуждением, например, можно назвать представление о национал-социализме времен Третьего рейха всего лишь как о форме оккультизма и игнорирование политической составляющей. Да, у идеологов Третьего рейха было пристрастие к оккультизму [ Nazis: The Occult Conspiracy (1998) — www.imdb.com/title/tt0195938/ ]. Но этого недостаточно для того, чтобы считать нацизм просто религией.

Магометанство — некая модель политического, государственного и общественного устройства, а собственно религиозная составляющая — лишь часть этой модели.

«Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам — это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть. Коран и меч, и ничто в нем не отделимо одно от другого» — Хасан аль-Банна, египетский политический деятель и исламский проповедник, основатель «Братья-мусульмане»

Многочисленные исламские организации вроде ИГ не «используют магометанство в политических целях», они руководствуются им.

Заявленной целью джихада является распространение шариата (исламского законодательства). Цель джихада является политической — распространение шариата (исламского законодательства и формы правления), а коллективная обязанность уммы (магометанской общины) вести эту борьбу — религиозной. Умму в этом контексте правильнее рассматривать как политическую партию, а не религиозную общину.

На это обращает свое внимание проф. Кристина Ширрмахер (Германия) — что ислам религией в чистом смысле этого слова не является, а следовательно, конституционное право о свободе вероисповедания, созданное прежде всего исходя из христианства, не может быть применимо к нему.

Процессы исламизации идут не только на Ближнем Востоке, но в той же Европе, Канаде, США. И это не только теракты, но и усиление влияния на политическом и пропагандистском уровне.

Например, «Ихван аль-Муслимин» — крупнейшая исламская организация в мире считает случайные взрывы стратегически неэффективными, а в большинстве случаев и контрпродуктивными для установления халифата. У них сеть «законных» организаций в Соединенных Штатах, деятельность которых направлена на подрыв государства изнутри (это их заявленная цель) — CAIR, MSA, ISNA, NAIT, и т.д. Они собирают деньги для ведения джихада (под видом благотворительности), вербуют людей в студенческих городках, настраивая людей против государства, внедряют в учебные пособия для американских школьников «сказочный» образ ислама, пытаются влиять на ФБР при расследовании инцидентов, связанных с исламом.

The Muslim Brotherhood "Project"

www.investigativeproject.org/documents/misc/687.pdf
islammustbestopped.blogspot.ru/2008/11/cultural-invasion-project.html
archive.frontpagemag.com/readArticle.aspx?ARTID=4476

Justice served: Holy Land Foundation defendants guilty on all counts

jihadwatch.org/2008/11/justice-served-holy-land-foundation-defendants-guilty-on-all-counts

А на примере с известной «Хизб-ут-Тахрир» американский исследователь Зейно Баран отмечает, что «во многом «Хизб-ут-Тахрир» представляет собой элемент «разделения труда»: сама она занимается активной идеологической подготовкой магометан, тогда как другие организации осуществляют планирование и проведение террористических актов. Несмотря на возражения против такой характеристики, в настоящее время «Хизб-ут-Тахрир» фактически служит конвейером для террористов».

Zeyno Baran: Hizb ut Tahrir – Islams Political Insurgency

www.bits.de/public/documents/US_Terrorist_Attacks/Hizbut-ahrirIslam'sPoliticalInsurgency.pdf

В шариате очень много сказано о «кафирах» и о том, как с ними обращаться, порабощать и управлять ими. Шариат провозглашает свое политическое превосходство над любой неисламской Конституцией. В шариате для немагометан нет ничего хорошего. Вот почему у каждого немагометанина есть основания знать нормы шариата, особенно у тех, кто занимается политикой, законотворчеством и другими правовыми вопросами. Законодательство шариата касается немагометан в той же степени, что и магометан. Исламская позиция и действия по отношения к немагометанам – политические, а не религиозные.

Шариат внедряется в современную систему многих неисламских стран, при этом многие немагометане не знают ничего о шариате и его значении. Прежде всего это касается ограничения свободы слова, ношения хиджабов, внедрения шариатских судов.

См. вопрос «В чем разница между исламом и "исламизмом"?»

archive.is/2BxqK

«Меня часто спрашивают: "Является ли название «политический ислам» тавтологичным как "масло масляное?". Вопрос хороший. Действительно, ислам не может быть "вне политики".» — Гейдар Джемаль__

Билл Уорнер - Шариат для немусульман__

azbyka.ru/shariat-dlya-nemusulman

24
-21
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Есть словарные определения и того и другого, и разница между ними довольно очевидна. И религия, и идеология - это системы взглядов, призванные объяснить, осмыслить и оценить происхождение и взаимоотношения между элементами мироздания. Идеология объясняет и оценивает взаимоотношения между людьми и людьми и между людьми и реальностью. А религия - взаимоотношения между людьми и Богом и между реальностью и Богом, и как следствие - между людьми и реальностью. И идеология и религия представляют не только объяснения, но и готовые оценочные суждения. В отличие от философии, которая предоставляет то же самое, но намеренно отстраняясь от оценочных суждений. Поэтому религия и идеология пользуются методами философии, но сами философией не являются, в своем роде будучи ее противоположностью. Философия же рассматривает идеологию и религию как предмет своего изучения и, в свою очередь, объясняет и осмысляет их так же, как реальность, людей и Бога.

Евгений Кузьмишинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-2

Отличный ответ, Евгений! Спасибо за него!

Может ли идеология стать религией? В чем эти системы взглядов сходятся и в чем различаются? В каких случаях они могут сливаться или подменять друг друга?

0
Ответить

Может ли Идея заменить в религии Бога?

0
Ответить

да вряд ли, я же подчеркиваю, что идеология не объясняет и никогда не сможет объяснить природу и Бога, т.е. происхождение мира, деревьев, воды, животных, чувств человека, изложить историю всего этого и построить систему целостных взглядов "по вертикали". идеология работает только "по горизонтали", с супер-эго людей, построенными ими друг с другом отношениями, их обществами и общественными институтами. поэтому она ограничена в терминах и возможностях. идеология попросту не может говорить ни о чем, что не создано людьми и не существует только в их словах и в их умах. идеологию можно попробовать сделать похожей на религию по методам внедрения и способам поведения разагитированных - см. истовых революционеров 1920-х гг., но это будут чисто внешние признаки, побочные. в сути, в основе своей никакая человеческая идея не может заменить Бога или, скажем, отсутствие Бога. все равно - с любой Идеей - человеку будут нужны объяснения за ее пределами, потому что эти пределы жестко ограничены взаимоотношениями людей между собой.

0
Ответить
Ещё 7 комментариев

Хорошо, давайте я попытаюсь на примере сформулировать:

Вот есть Идея (пусть Коммунизм, Бога нет, но есть светлое будущее). В него верят, он грядет, он определяет ценности человека, он объясняет почему сейчас плохо, и что делать что бы потом все было хорошо, и т.д. Почему эта идея не Религия?

0
Ответить

потому что отсутствует элемент космогонии - объяснения природы и объяснения происхождения природы и человека, откуда они взялись, куда идут после смерти. религия отвечает на вопросы до-бытия и после-бытия, идеология отвечает только на вопрос человеческого бытия Dasein - "здесь и сейчас". вы хотите, по-моему, толковать религию только стилистически, как истовость веры в ту или иную идею, но религия не синонимична истовости, она есть  целостное мировоззрение, а истовость - только ее побочка.

0
Ответить

Космогонию заменяет теория эволюции и рационализм в данном случае, разве нет?

0
Ответить

Коммунистическая идеология тоже объясняла вопросы до и после бытия. До бытия была рабская эскплуатация пролетариев. После бытия, где-то в далеком будущем, мы построим рай - коммунизм на всей планете, где все равны и всем хорошо. А здесь и сейчас можно пожертвовать. Это же прослеживется и в православной идеологии: страдание в бытие, принятие судьбы, для того, чтобы уйти в иной, лучший мир - рай.
Религия и идеология схожи в своей природе по причине использования в обеих концпеции отца. Психоаналитическая литература объясняет протребность человека в религии через потребность человека во внеземном отце. Происходит это потому, что во взрослой жизни/сознательной человек сталкивается с полной непредсказуемостью внешней среды (это зависит от образованности, конечно), и этот человек, чтобы избавиться от такого стресса, обращается к опыту детства, где был сильный и могучий папа, который его защищал в обмен на послушание и выполнение его правил (заповедей). Стресс возникает в результате непредсказуемости среды, а человеческое существо стремится к гомеостазу (постоянству внутр/внешней среды).
В религии Бог - есть внеземной отец, который тебя защищает в обмен на праведную жизнь. В идеологии Вождь народов - есть "внеземной отец" (виртуальный, так как в реальной жизни с ним коммуникацию невозможно построить).
Так же, следует отметить, что религиозность или привязанность идеологии зависит от нескольких факторов:
1. Образованность человека. Насколько его поведение сознательно, насколько он видит и понимает процессы общественные, природные, и другие. Образованность дает человеку сильный инструментарий для прогнозирования будущего.
2. Фигура отца в семье. Если отец отсутствовал и замещающая фигура его тоже, то ребенок будет искать папу-защитника во вне. 
3. Незрелость человека. Если человек обращается к патерналистско-инфантильной модели поведения, то человек скорее всего застрял в пубертатной или более ранней стадии психологического развития.

Следует отметить, что коммунистическая идеология ставила перед собой цель - уничтожить традиционный институт семьи для того, чтобы воспитать самостоятельно детей, подменяя фигуру матери - родиной, а фигуру отца - вождем народов. И получить на выходе нацию больших детей, которые будут с радостью во взрослой жизни использовать детские модели поведения и находится в зависимости от партии/вождя/родины. Хотя это не относится к теме. Просто пища для размышлений.

0
Ответить

Да и предыдущее к теме не относится. Можно сколько угодно говорить, что идеология и религия - взаимозаменямые понятия, но от этого во рту слаще не станет.

0
Ответить

Ответом на все вопросы послужит сравнение структур систем религии и идеологии. Из каких элементов они состоят, и как функционируют. К сожалению, такой инфы у меня, и я охотно бы восполнил бы этот большой пробел.

+1
Ответить

ЕВГЕНИЙ ЧАВЕС, потому и спрашиваю, сам с пробелами))

0
Ответить
Прокомментировать

Ответ кроется в терминах. "Религия" происходит от лат. religare, что означает "соединять". То есть религия ставит своей первоочередной целью приблизить человека к Богу. Слово "идеология" состоит из двух греческих корней idea (прообраз, вид, форма) и logos (слово).  Идеология подразумевает под собой систему упорядоченных взглядов некоего определенного общества или социального класса.

Общее, на первый взгляд, между религией и идеологией может быть в выражении морально-этических норм, но конечные цели существенно различаются.

2
-1

Спасибо за ответ! Можно подробнее? Что общего и в чем различие этих систем взглядов?

0
Ответить

Думаю, тут надо уточнить конкретные виды течений, так как и мировые религии и различные типы идеологий могут иметь как общие точки соприкосновения, так и совершенно противоположные.

Отчасти религия несколько "идеологизирована", так как у членов религиозных обществ сформированы социальные мировоззрения, можно сказать, традиции, но они не ставятся "во главу угла". Религиозное мышление должно быть сакральным, допускать в своем средоточии некоего "Абсолюта", то есть Бога. Религия призвана возвышать человека от земного и приводить к Творцу.

Бывает так, что некоторые религиозные группы увлекаясь различными идеями слишком глубоко, рискуют отдалиться от сущности религии, оставаясь де-юре принадлежащими к своему течению.

-1
Ответить

А всегда ли в религии есть Бог? Может ли его заменить Идея?

0
Ответить
Прокомментировать

Давайте попробую по простому, хотя я и не особый специалист, но подобного ответа я так и не увидел. 

Религия мотивирует вас изменить что-то внутри вас. Задуматься о душе, посмертии, диалогу с каким-то богом и так далее, но все это сфокусировано на вас. 

Идеология мотивирует вас изменять что-то вокруг вас. Строить коммунизм, социализм. Подмести двор, сходить на выборы и так далее. Менять окружающий мир.

Сергей Pagankaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Идология это программа общества. Религия это сообщество верующих.

Идеология это:

  1. мировоззрение, картина мира, метафизика, смысл жизни
  2. система ценностей, что такое хорошо и что такое плохо
  3. программы деятельности

Идеология есть всегда в любом обществе. В религиозном обществе это вера. Религиозная вера это тоже идеология.

Слово Религия происходит от латинского слова Religare, что значит: связывать, соединять. Религия это объединение верующих людей = религиозная организация = конфессия = сообщество верующих = движение = культ = секта.

Например есть либеральная демократическая экономическая секта. Или например есть культ денег и потребления. Без сообщества последователей нет религии.

Весь народ может добровольно быть в одной религии, например как было в Древнем Израиле. Или небольшая религиозная часть народа может владеть остальным народом, подавляя другие верования и религии, как было в Российской империи. Или в обществе может быть бардак и смешение множества сект, но одна секта поддерживается государством, как в послесоветской России.

В идеальном обществе вера это личное интимное дело граждан, и идеология объединяет весь народ, и нет сект, подобно тому как в здоровом организме все клетки объединены в единой программе жизни, и нет опухолей.

Объединение людей может быть всеобщим или частичным. Должно быть объединение более 95% населения, кроме психически больных людей и преступников-вредителей.

источник:

http://идеология-россии.рф

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью