Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Становятся ли гениальные дети гениальными взрослыми?

Психология
Christi Praga
  · 2,0 K
Первый
доктор психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии...  · 17 февр 2015

В профессиональной психологии обычно используется термин «детская одаренность», а о гениальности говорят применительно к взрослым. Титул гения взрослому получить невероятно трудно. От него требуются эпохальные достижения. Один известный физик как-то заметил, что обычно титул гения людям с легкостью присваивают биографы, слишком ленивые для того, чтобы разобраться в том, какие обстоятельства позволили этим обычным людям достичь того, что они смогли.Одаренными могут быть и дети, и взрослые, при этом дети в большинстве своем одареннее взрослых. Каждый здоровый ребенок, совсем беспомощный при рождении, ничего не умеющий и не понимающий, за короткое время обретает ориентировку в окружающем мире, у него развивается речь, на ее основе формируются сложнейшие свойства ума. Из маленького живого комочка он стремительно превращается в человека разумного. Формирование и обогащение психики ребенка идет в таком быстром темпе и с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы.С возрастом происходит вытеснение более ранних свойств — особой отзывчивости на окружающее, которая проявляется в избирательности внимания, в своеобразии воображения и проявлениях чувств. Каждую возрастную ступень отличает своеобразие интеллекта, креативности и мотивации. Это хорошо заметно на примере детей-актеров. Сколько ярких образов в кино создано одаренными мальчиками и девочками, но, вырастая, многие из этих детей становятся весьма заурядными с точки зрения актерской профессии взрослыми. Более того, те же качества, что выделяли их среди сверстников, сохранившись во взрослом состоянии, могут восприниматься как недостатки (широко открытые глаза, торчащие уши и пр.).Одаренность в детстве существенно отличается от тех развитых достоинств, которые свойственны взрослым: интеллект и креативность для ученых, конструкторов, художников, руководителей, идеальный слух для музыкантов, высокая цветочувствительность для художников, особенности строения тела для танцоров и спортсменов, позволяющих добиваться успехов в разных видах деятельности.Но уже в детстве различия на психическом уровне могут служить маркерами будущих высоких достижений. Например, чем чаще младенец способен сосредоточиваться на определенном объекте и чем дольше он способен удерживать его в поле своего внимания, тем интенсивнее будет его умственное развитие в младшем школьном и подростковом возрастах.