Иван Козлов
июль 2015.
1905

Чего не хватает современной науке для изобретения прибора, который мог бы считывать и записывать сны?

БиологияТехнологииНаука
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться

В общем-то, такой прибор есть, и он называется электроэнцефалограф. Прибор замечает все биоэлектрические процессы в головном мозге, и, в связи с этим, позволяет многое узнать и об активности мозга во сне в том числе. Можно отследить, какие участки мозга задействованы и определить фазу сна (сны мы видим только в быструю фазу).

Но если вопрос стоит о записи сновидения подобно записи фильма, то мы сталкиваемся с тем, что сон — это переживание личного опыта и наполнен персональным смыслом и, чтобы его декодировать, необходимо знать еще самого человека и его повседневные практики. Но даже если мы научим машину распознавать повседневные практики человека и соотносить с происходящими биохимическими процессами, вероятность ошибки все равно будет крайне велика, поскольку сны — не только отражение повседневного мира, но и подсознательных психических процессов, которые очень плохо изучены. Чтобы не завалить сессию Как во время сессии запомнить то, что мне абсолютно не нужно?Как научиться красиво и грамотно говорить?Когда выгоднее идти сдавать: в первой волне или ближе к концу?

Роман Пустовойтотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Если коротко, то не хватает решения так называемой "трудной проблемы сознания" - каким образом соотносятся и взаимодействуют субъективный феноменальный квалитативный опыт человека ("квалиа") и объективный мир, который изучает физика, химия, биология и другие науки. Существует множество разных теорий, пытающихся решить эту проблему.

Если верна какая-то из теорий, относящихся к материализму/физикализму (точке зрения, что существует только один мир, материальный), то значит, сознание = мозг, и более развитая наука о мозге должна рано или поздно решить все вопросы с субъективным опытом. Состояние "нейрокоррелята сознания" (сумма нейросубстрата и процессов в нем, отвечающая за феноменальное сознание) должно давать полную информацию о субъективных состояниях человека - в том числе, что он видит, ощущает и думает, когда спит. Эта точка зрения многим интуитивно кажется верной. (Точнее, в значительной части науки она по умолчанию считается верной, а в другой проблему сознания вообще считают ненаучным и бессмысленным вопросом.) В ее пользу много свидетельств - накопилось огромное количество соответствий тех или иных инстанций субъективного опыта и состояний мозга и нервной системы. Если не брать очевидные примеры, можно вспомнить интересный случай, описанный нейрологом В. Рамачандраном, когда он с помощью стимуляции определенных участков нейронов "окольным путем" дал человеку, с рождения не различающему никаких цветов (страдающему ахроматопсией), почувствовать цвет. Тот назвал это впечатление "марсианскими цветами".

Но в любом случае, мозг пока практически не изучен, и до приборов, читающих субъективный опыт, еще очень далеко.

Ответить