Повлияли ли идеи масонов на формирование культа Разума во времена Французской революции?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Если коротко, то здесь как с обезьяной и человеком: не один произошел от другой, а оба произошли от одного древнего предка. И масонство, и "культ Разума" имеют свои истоки в идеологии эпохи Просвещения: естественно-научном прогрессе, лаицизме/антиклерикализме Оксфордской теологической школы, трудах Энциклопедистов, и что интересно, - так это то, что масонские ложи самораспустились во Франции одними из первых, в самые первые дни народных волнений, еще до взятия Бастилии, и бывшие масоны разделились примерно поровну - часть вошла в число пламенных революционеров, часть попали в эмиграцию или в ряды воинствующих роялистов. В последние годы старого режима и в революционные годы масоны чаще выступали в роли ярых противников атеизма и рационализма, поэтому их обвиняли в контрреволюционности и пропаганде мистического дурмана. Сами французы в годы Революции придерживались мнения, что масоны - это эмигранты-роялисты-клерикалы, что смешно, потому что в наше время очень популярны байки про то, что масоны как раз были якобинцами-материалистами-революционерами.

Про "культ Разума" нам известно довольно много теории (общественно-политические речи и трактаты) и очень мало практики (только пара обрывочных сообщений о выделении нескольких церквей в центре города под отправление этого культа). Есть значительная масса литературы с красочными описаниями якобы совершавшихся оргиастических ритуалов, якобы ношения в процессиях носилок с голой проституткой в образе Богини Разума, - но это исключительно эмигрантские памфлеты и роялистские мемуары. Нельзя исключать, что так и было, но нельзя и совершенно им верить и на них полагаться без подтверждений из других источников. Логика в этом есть: в то время, будь это даже самая чистая и святая общественная обязанность, никто, кроме проститутки, не согласился бы голой позировать в роли Богини Разума. Из них брали себе натурщиц скульпторы и художники, им платили за представление на вечеринках "живых картин" из жизни античных богов и т.п. Но повторяю, нет достаточных данных для принятия этих отчетов за правду. 

Сам "культ Разума"в своей теории фактически ничем не отличался от социально-политических сочинений Руссо или Монтескье, его отзвуки можно найти в педагогических сочинениях Песталоцци, истоки - у Локка и Лессинга. Нет Бога, а есть только величие духа Человека и его стремление к прогрессу как философии вечного развития. Вот и всё, собственно. Остальное - зачатки социализма, гуманизм как идеология умягчения нравов и совершенствование разума и души человека как цель. И оголтелый антиклерикализм. Можно даже сказать, что у "культа Разума" негативная составляющая была больше позитивной: это была "религия против", а не "религия за". Поэтому не исключено, конечно, что в ходе ее празднеств было немало антирелигиозных и кощунственных относительно христианства проявлений. Но надо помнить, что всему "культу Разума" было отведено времени с конца 1792 года по февраль 1794 года, а уже в марте, после казни всех идеологов этого культа, Робеспьер официально ввел в стране культ Верховного Существа, от которого был уже один шаг до восстановления старой доброй религии Бога год спустя.

Трогательна и характерна для эпохи биография главного идеолога "культа Разума". В 1755 г. в баронской семье Коотс в Пруссии (франко-голландского происхождения) родился некто Жан-Батист дю Валь де Грас Коотс, который до 18 лет ездил по Европе, учился то тому то другому и вел жизнь богатого бонвивана. В военной академии он наслушался лекций Корнелия де Паува, дипломата при дворе Фридриха II Прусского, и проникся культом Человека и антиклерикализмом, которые проповедовал с тех пор. В 1790 г. на пороге пивной при Национальной ассамблее в Париже появилась толпа из 37 пруссаков, старший из которых представился уже Анахарсисом Коотсом, "гражданином мира и личным врагом Бога" и передал свое воинство и 12 000 ливров в распоряжение Конвента. В следующие 3 года он, заседая в Конвенте, написал 4 основных сочинения по теории культа Разума, неустанно проповедовал и волонтерствовал на этом поприще, организовал ежегодные Празднества Разума... попал под горячую руку Робеспьера вместе с другими активными якобинцами во главе с атеистическим оратором Жаном-Рене Эбером (формально обвинен в краже постельного и нательного белья), был гильотинирован в марте 1794 года и, скорее всего, попал на стол великому хирургу Мари-Ксавьеру Биша, который под этими эшафотами в Париже чуть ли не круглосуточно дежурил, грузя невостребованные трупы себе в тачку для изучения тканей и костей.

Евгений Кузьмишинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью