Anna Vetrova
январь 2017.
19001

Почему Ленин считал, что «кино - главное из искусств»?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», известная нам по воспоминаниям Луначарского, отлично характеризует положение кинематографа в 1920-х годах. Именно через кино до неграмотных масс доносятся идеи революции, кинорежиссеры становятся рупорами государственной пропаганды - показательна история съемки фильма Эйзенштейна «Старое и новое» (Генеральная линия). Фильм, который должен был рассказывать о мирном слиянии крестьянства и рабочих оказался неактуален в рамках решения о коллективизации 1927 года, так что Эйзенштейну пришлось полностью переписывать свой сценарий.

Еще до 1917 года в среде революционеров возник вопрос о направлении развития искусства и культуры будущего. Ленин видел в культуре, в первую очередь, образовательную ценность - лишь путем просвещения всех социальных классов можно реализовать революционные идеи в жизнь. Интересно, что Ленин выступал за непрерывность отечественной культуры, в том числе считая важной частью своей программы знакомство населения с классическим искусством - в отличие от радикальных идей авангардистов, мечтающих уничтожить искусство прошлого и начать с чистого лица. Для формирования контроля над новой культурой создается специальная организация «Наркомпрос» под руководством А. Луначарского.

Сразу после революции, роль «образовательного» искусства взял на себя театр - по всей стране создавались любительские труппы, в составе Красной армии было сформировано более 2000 актерских трупп, показывающих агитпроп спектакли в самых отдаленных участках страны. Действительно, влияние театра на малограмотное население сложно переоценить; несмотря на то, что публика предпочитала дореволюционные романтические драмы, агитационные спектакли («плакатные», как их называл Луначарский за их поверхностность) сыграли огромную роль в формировании нового мышления народных масс.

Технические преимущества кино перед театром понятны, более того, российская публика уже была хорошо знакома с этим искусством. К 1916 году в Российской империи насчитывалось более 2000 кинотеатров, которые были популярны во всех слоях населения. Уже тогда, особенно на Западе, активно обсуждался вопрос потенциальной угрозы кинематографа в рамках революционного движения - именно тогда его пропагандистскую ценность отметил для себя Ленин. «Наконец не менее, а, пожалуй, более важной считал Владимир Ильич пропаганду наших идей в форме увлекательных картин, дающих куски жизни и проникнутых нашими идеями», - писал Луначарский в 1928 году.

Говоря о важности кинематографа для советской власти, нельзя не упомянуть и финансовую составляющую. Осенью 1919 года советское правительство национализировало кинематографическую отрасль. Вместе с отечественными фильмами, советские кинотеатры показывали и зарубежные хиты, вся прибыль от которых шла прямиком в Наркомпрос. Редкие советские фильмы добиравшиеся до Запада (как, например, «броненосец Потёмкин») так же приносили советской власти столь важный доход в стабильной валюте, что, возможно, было даже важнее, чем агитационная составляющая картины.

22
-1
Прокомментировать

Канонический вариант фразы Ленина выглядит вот так: "Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино". Сказано это было Луначарскому в феврале 1922 года, правда, документально фраза нигде не зафиксирована и приводится исключительно со слов самого Луначарского.

В чем смысл фразы? Очевидно, что проведя достаточно времени в Европе, Владимир Ильич успел оценить силу молодого кинематографа. Ему казалось важным с помощью кино нести просвещение (а для не особенно грамотного населения России это был лучший способ объяснять преимущества нового строя), образование (стране нужен был взрывной рост вовлечения населения в науку и производство), пропаганду, разумеется.

Кроме того, Ленин не мог не понимать, что кинематограф способен быть регулярным подспорьем в пополнении бюджета Страны Советов - так что комедии тоже приветствовались, правда с определенными жанровыми ограничениями.

Таким образом, Ленин был прав - кино действительно играет важную роль в формировании социума, отмахиваться от такого подспорья было глупо.

3
0
Прокомментировать

В 1919 году в проекте программы РКПб Ленин говорит о задачах партии в области народного просвещения в "целях воспитания поколения, способного осуществить коммунизм". В частности, он ставит следующую задачу "Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т. п.)"

Использование кинематографа как инструмента самообразования для полуграмотных слоёв населения, я думаю, стало причиной появления ложной цитаты "пока народ безграмотен, важнейшим из искусств является кино". Первая часть данной фразы документально не подтверждена, а вторая появляется в воспоминаниях Луначарского, так что не факт, что Ленин вообще говорил что-то подобное

Также о взглядах Ленина на кино можно узнать, прочитав "Директивы по киноделу" (1922), где от чётко делит фильмы на "увесилительные картины ... для дохода" и "картины специального пропагандистского содержания" и говорит о необходимости установления чёткой пропорции между двумя такими типами. Такой вот весьма прагматичный подход, а не восхищение искусством и эстетикой.

2
0
Прокомментировать

А мне кажется холопы жившие при царе были недостаточно образованы для других видов искусств. Не натасканные свиньи легче перевариваю информация, когда она преподносится по средству визуального восприятия. К тому же кинематограф мог стать умелым инструментом пропаганды.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью