Валерия Свиренко
январь 2017.
5866

Правда ли, что причиной более 5% всех умственных нарушений являются шлёпанье или другие формы телесного наказания в детстве?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Шлепки и легкие физические наказания действительноассоциированы со снижением когнитивных способностей детей, но к этой взаимосвязи приводят не повреждения мозга (мы не говорим о побоях, приводящим к травмам головы), а изменения в поведении, связанные с телесными наказаниями. Дети, к которым применяются физические наказания, ведут себя лучше (более послушны, спокойны и усидчивы) в краткосрочной перспективе (сразу же после подзатыльника или побоев ремнем), но хуже в долгосрочной перспективе.

Поведение ребенка в контексте системы воспитания, основанной на наказаниях, меняется в двух направлениях - в сторону антисоциальности и гиперактивности или в сторону избегания активности, тревожности и депрессивности, что зависит от функции, которую выполняют подзатыльники.

Если родители игнорируют ребенка большую часть времени и обращают на него внимание только когда он ведет себя плохо, пытаясь его успокоить, то телесные наказания становятся подкреплением нежелательного поведения - например, если родители вечером после работы хотят посидеть в тишине, то они дают ребенку пару подзатыльников, чтобы он ушел в комнату и сидел там молча и забывают про него. С точки зрения ребенка вести себя плохо (шуметь и быть назойливым) становится единственным способом получить внимание, что снижает продуктивность в выполнении домашнего задания и учебе в школе, поэтому результаты ребенка по тестам когнитивных способностей снижаются и мы видим, что подзатыльники ассоциированы с когнитивными нарушениями.

Для детей, которых родители контролируют слишком сильно (которым уделяют много внимания) и стимулируют желательное поведение (работу над д/з) через телесные наказания, пассивное поведение и неспособность решать задачи становится способом избежать наказания. Такую ситуацию смоделировали в недавно опубликованной в Cognitive Therapy and Research работе, в которой показали, что тревожные родители, которым важна успеваемость детей, наказывают активное поведение ребенка и поощряют пассивное созерцание за тем, как мама все делает за него. Процедура называется дифференциальным наказанием другого поведения и приводит к снижению результатов по тестам когнитивных способностей, потому что ребенок лишен возможности практиковаться в решении задач.

Резюмируя, легкие телесные наказания, которые воспринимаются как безвредные и эффективные с точки зрения здравого смысла, наносят большой ущерб развитию ребенка в долгосрочной перспективе, потому что да, подавляют нежелательное поведение на минуты и часы, но, в зависимости от контекста, мотивируют ребенка вести себя еще более невыносимо, что снижает продуктивность, или мотивируют ребенка вести себя пассивнее и избегать активности, что также снижает продуктивность.

Иван Чистяковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32
0
Прокомментировать

Лера, я не знаю точной статистики но все же физическое наказание ребенка, в том числе и шлепки по попе ни к чему хорошему не приведут.

1) Наказание через насилие не педагогично. Ребенок не понимает почему он сделал плохо а просто понимает что так делать нельзя (это не одно и то же). В результате он не перестанет делать то что делал а будет учится хитрить и уходить от ответственности.

2) Наказание через насилие это психологическая травма. Такие дети сами становятся более агрессивными со сверстниками, т.к. тоже начинают доказывать свою правоту не через диалог а через силу.

3) Наказание через насилие постоянно требует увеличения дозы. И когда потом кто то говорит-"ну я бью бью а до него не доходит"-можно смело сказать, этого горе-родителя лучше вообще изолировать от ребенка.

4) Именно шлепки по попе увеличивают шанс психических отклонений. Есть исследования, показывающие, что дети, которых били, более склонны к депрессии, алкоголизму, в целом более агрессивны, часто впоследствии сами бьют своих детей и партнеров. Кроме того среди таких мальчиков в последствии больше геев. Не секрет что у парней попа-очень чувствительное место и потому не стоит увеличивать ее чуствительность шлепками.

Вот кстати недавно статья была на Медузе-ссылка.

Виктор Руденкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-8

статья интересная, спасибо))

Одно только жаль -  детские травмы иногда очень мешают жить людям, деформируя их поведение и личность в целом.

А проблемы в голове, идущие из детства, тяжело выкорчевывать.

+3
Ответить

Большинство проблем в нашей голове - из детства. Потому жалко видеть детей у которых родители-дебилы. Я вспоминаю себя в младшей школе. Был один у меня одноклассник который всех бил, матюкался и курил бычки за школой (типа взрослый). Теперь я понимаю- он просто брал пример со своего отца. Очевидно же что мат дома у него нормальное дело, а рукоприкладство-лучший аргумент.

+6
Ответить

Вить, ну нельзя ж их совсем не пиздить!) А то они ж совсем отмороженные будут, и всё время на безнаказанности. Почти всю историю человечества и почти у всех народов деток было принято лупить, когда они перейдут какую-то черту. И ничего, нормальные, в большинстве своём, люди вырастали, которые потом делали свою работу и дальше размножались.

Я и смотрю, как этот гуманизм повлиял. У меня на районе полно таких вот "гуманизированных" молодых мамаш, с отсутствующе-пофигистическим взглядом, которые, напялив уютные спортивные трико, тащат зачем-то своё чадо в маркет, или на почту. А это дитятко потом там ОРЁТ. Очень сильно вопит, как если б опыты над ним проводили. Родительницам же хоть бы хны - пусть даже вся очередь мысленно вспоминает в этот момент нетленный рассказ А.П. Чехова "Спать хочется"... Хоть бы цикнула как-то на дитёныша что ли, дабы прекратить беспредел, но нет.

И вот, выхожу как-то из маркета, простояв полчаса под упомянутый аккомпонемент. Перед магазином стоит, значит, вся такая суровая уроженка гор Северного Кавказа; дагестанка, а может даже, и чеченка; но, прошу заметить, не в пример изящнее и элегантнее выглядящая, чем наши районные ольги-ленки. На луноликом лице сияет мусульманская скромность. Тоже с дитём. Которое тоже начинает вопить как резанное. Но на этот раз мгновенно последовала карающая затрещина со стороны горянки. И жёсткий гортанный окрик.

Вот мне даже думалось ей каким-то образом выразить мощнейший респект и уважуху после того, что соизволил созерцать 10-ю минутами ранее. Мысленно проговаривал пафосный монолог, о том, что возможно некоторые их обычаи - дейстивительно более естественны, и употребимы, чем наши.

Но тут вмешалась какая-то бабища средних лет, решившая поиграть в правозащитницу. Она на неё накинулась с криками: "ЧТОВЫДЕЛАЕТЕДАТАКНЕЛЬЗЯДАЯНАВАСВПОЛИЦИЮЗАЯВЛЮ!!!" Очень хотелось в этот момент матами обложить славянскую кровинушку; просто интроверт, и не в моих правилах во что-то такое влезать. Чесслово, иногда даже этим мусульманам завидую...

-12
Ответить
Ещё 9 комментариев

Леша, я своего ребенка ни разу не бил. И знаешь, как то вообще ничего с дисциплиной не случилось. Наоборот, для того что бы он понял что делает что то не так ему достаточно уловить особенную интонацию в моем голосе. И все-ребенок как шелковый.

А аргумент-деды-прадеды делали и все росли в строгости вообще смешон.

+7
Ответить

А дети это, конечно, такие штампованные на заводе клончики с абсолютно одинаковой программой. Только вам - гению, удалось эту программу понять, а другим - дуракам - нет? В общем, не суйте тут свой пример как доказательсьво. На тысячи, если не миллионы детей ваши "особые интонации" не подействуют НИКАК.

+2
Ответить

Если личный пример воспитания ребенка не доказательство, то тогда что вас может убедить? Огненные письмена на стене?

0
Ответить

Нет. Результаты глобального исследования с привлечением нескольких сотен, а лучше - тысяч семей. И продолжительностью - минимум - 25-30 лет. Да, очень крутой запрос - я понимаю. Но и проблема очень уж крутая и многогранная. Подобные исследования в истории психологии проводились. Например, изучалось влияние оптимистических и пессимистических жизненных установок на жизненные успехи человека.

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Если можно я напомню вам, что вы читаете мой ответ на конкретный вопрос. А не мою  докторскую диссертацию на тему "Педагогика и дети".

0
Ответить

Если можно, я напомню вам формулировку вопроса: Правда ли, что причиной более 5% всех умственных нарушений являются шлёпанье или другие формы телесного наказания в детстве?

Это вопрос априори подразумевает, что ответить на него можно лишь исследовав минимум 100 детей и их семей. МИНИМУМ. А не одного.

На одного вашего "понятливого" ребенка (в силу ряда врожденных особенностей темперамента и т.д.) можно найти 100 "непонятливых" (в силу ряда врожденных особенностей темперамента и т.д.). И на которых, скорее всего, даже вы (если раньше с ума не сойдете), отдай их под вашу ответственность, рано или поздно(в порядке исключения, на определенном возрастном этапе, который, вполне возможно, быстро пройдет) но начнете иногда использовать шлепки по попе. И только ими - на определенном этапе - чего-то сможете добиться. Ну, или (проявив лицемерие) начнете применять манипулятивные приемы, которые часто - по словам тех же психологов - гораздо опаснее для ребенка, чем откровенное мелкое насилие. 

И это при том, что это вовсе не будут какие-то ущербные дети. Просто - от природы высоко энергичные, свободолюбивые, упрямые, и не желающие считаться с какими-либо ограничениями (пока последствия не прилетят к ним либо в виде шлепка по попе, либо в виде разбитого лба, сломаной руки, носа или выбитых зубов - при падении, в ссоре со сверстниками, которых они "достали" и т.д.).

У вас не такой ребенок? Ну, вам повезло. А кому-то повезло меньше

Повторяю, я не уверен на 100%, что вы, при определенных обстоятельствах, не докатитесь до шлепков по попе (с каким-нибудь другим ребенком, буде такой у вас появится). НО на 95 % - точно. И не потому, что считаю вас плохим. А потому, что считаю вас человеком, у которого есть нервы.

+1
Ответить

Лера, я не знаю точной статистики

Так начинается мой ответ.

0
Ответить

Ок. 

Лера, я не знаю точной статистики но все же физическое наказание ребенка, в том числе и шлепки по попе ни к чему хорошему не приведут.

без статистики или результатов каких-либо исследований все, что идет после "но" всего лишь ваше личное мнение, которое претендует на правильность не больше, чем мнение противоположное. Его можно было бы усилить веской аргументацией, но ее нет. Ваш ребенок (да, вы с ним мододцы) - не аргумент, так как он 1 а детей на Земле... МНОГО. 

Кроме того, и само заявление содержит очень размытые понятия. "Ни к чему хорошему" это о чем?

0
Ответить

Я аргументировал выше свое мнение.

0
Ответить
Прокомментировать

Если проказника отшлепать по попе, не жестоко и и не сильно, сопровождая это дело педагогическим внушением, по мнению многих людей, подтвержденным практикой жизни, дает положительный воспитательный эффект и не сказывается на умственных качествах ребенка в дальнейшем.

7
-16

Значит, если отшлёпать жёстко и сильно, то чревато последствиями? Ведь почти все проблемы в голове у взрослых - из детства...

+1
Ответить

Есть пруфы, ссылки на исследования, а не только на мифическое "мнение многих людей"? Так-то у нас 19% человек в стране толерантно относятся и к тому когда женщин дома лупят, но это не значит, что втащив жене по щщам, улучшишь дома психологический климат.

+9
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью