Шлепки и легкие физические наказания действительноассоциированы со снижением когнитивных способностей детей, но к этой взаимосвязи приводят не повреждения мозга (мы не говорим о побоях, приводящим к травмам головы), а изменения в поведении, связанные с телесными наказаниями. Дети, к которым применяются физические наказания, ведут себя лучше (более послушны, спокойны и усидчивы) в краткосрочной перспективе (сразу же после подзатыльника или побоев ремнем), но хуже в долгосрочной перспективе.
Поведение ребенка в контексте системы воспитания, основанной на наказаниях, меняется в двух направлениях - в сторону антисоциальности и гиперактивности или в сторону избегания активности, тревожности и депрессивности, что зависит от функции, которую выполняют подзатыльники.
Если родители игнорируют ребенка большую часть времени и обращают на него внимание только когда он ведет себя плохо, пытаясь его успокоить, то телесные наказания становятся подкреплением нежелательного поведения - например, если родители вечером после работы хотят посидеть в тишине, то они дают ребенку пару подзатыльников, чтобы он ушел в комнату и сидел там молча и забывают про него. С точки зрения ребенка вести себя плохо (шуметь и быть назойливым) становится единственным способом получить внимание, что снижает продуктивность в выполнении домашнего задания и учебе в школе, поэтому результаты ребенка по тестам когнитивных способностей снижаются и мы видим, что подзатыльники ассоциированы с когнитивными нарушениями.
Для детей, которых родители контролируют слишком сильно (которым уделяют много внимания) и стимулируют желательное поведение (работу над д/з) через телесные наказания, пассивное поведение и неспособность решать задачи становится способом избежать наказания. Такую ситуацию смоделировали в недавно опубликованной в Cognitive Therapy and Research работе, в которой показали, что тревожные родители, которым важна успеваемость детей, наказывают активное поведение ребенка и поощряют пассивное созерцание за тем, как мама все делает за него. Процедура называется дифференциальным наказанием другого поведения и приводит к снижению результатов по тестам когнитивных способностей, потому что ребенок лишен возможности практиковаться в решении задач.
Резюмируя, легкие телесные наказания, которые воспринимаются как безвредные и эффективные с точки зрения здравого смысла, наносят большой ущерб развитию ребенка в долгосрочной перспективе, потому что да, подавляют нежелательное поведение на минуты и часы, но, в зависимости от контекста, мотивируют ребенка вести себя еще более невыносимо, что снижает продуктивность, или мотивируют ребенка вести себя пассивнее и избегать активности, что также снижает продуктивность.
Если проказника отшлепать по попе, не жестоко и и не сильно, сопровождая это дело педагогическим внушением, по мнению многих людей, подтвержденным практикой жизни, дает положительный воспитательный эффект и не сказывается на умственных качествах ребенка в дальнейшем.
Значит, если отшлёпать жёстко и сильно, то чревато последствиями? Ведь почти все проблемы в голове у взрослых - из детства...