Тимофей Гаврилов
январь 2017.
1836

Почему после выхода из кинотеатра у меня еще несколько минут ощущение нереальности происходящего?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
1 ответ
Поделиться

Мне видится, что ответ на этот вопрос состоит в упоминании двух тезисов: во-первых, кинореальность отличается от реальности вне стен кинотеатра, во-вторых, кинореальность сильно вовлекает зрителя в себя. Ольга Рогинская, сравнивая в своих лекциях просмотр спектакля в театре и просмотр кинофильма, указала на то, что просмотр фильма больше похож на просмотр сновидения. А когда мы видим сон - мы чаще всего полностью вовлечены в него и его реальность хоть и состоит из знакомых образов, но складывается из них как-то иначе.

Вовлеченность в просмотр кино описал Маршалл Маклюэн в “Понимании медиа”, назвав кино - “горячим” медиа, то есть таким медиа, которое вовлекает в просмотр достаточно сильно. Это достигается темнотой в зале, большим экраном, а также и всеми современными спецэффектами, которые работают на вовлечение в экранную реальность - зрителю не на что отвлекаться, он глубоко погружен в происходящее на экране. (Бывают, конечно, и другие практики посещения киносеанса, когда люди не смотрят на экран, а пользуются темнотой для других целей, но это не имеет отношения к вопросу). К тому же мы смотрим происходящее на экране только тем способом, который нам задали создатели. Маклюэн писал, что умение читать кинотекст вырастает из умения читать книгу. Либо мы читаем так, как задано, либо мы вообще не улавливаем, что происходит на экране.

Про особенности кинореальности писал еще Вальтер Беньямин в эссе “Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости”. Кино дает нам такую точку зрения, которую нельзя получить в обычной жизни: “Природа кино иллюзии - это природа второй степени; она возникает в результате монтажа”. Например, мы в обычной жизни не сможем посмотреть на действие с большой высоты, и в ту же минуту увидеть это вблизи, какие-то точки зрения нам и вовсе недоступны. Еще Дзига Вертов в “Человеке с киноаппаратом” показал съемку с камеры, которая закреплена на рельсах и снимает поезд, который едет над ней. А развившиеся с тех пор приемы и спецэффекты только еще больше расширяют набор точек зрения, доступных кино, но недоступных человеку.

И вот это соединение того, что кино не дает зрителю возможности смотреть происходящее иным способом, нежели тем, каким его собрали на монтажном столе, и того, что этот монтаж - очень похож на реальность, но не полностью, выдергивает нас на время просмотра из неэкранной в экранную реальность. А переключение обратно на контрасте сопровождается ощущениями нереальности происходящего.

Правда, мне думается, что с распространением экранов в нашей жизни, экранные и неэкранные реальности все больше переплетаются друг с другом, и скоро мы выработаем либо постоянное ощущение нереальности происходящего, либо, наоборот, забудем это ощущение, так как вся жизнь будет состоять из постоянного переключения от экрана к экрану. Но это только гипотеза, конечно.

18
0

Только вот господин МакЛюэн ,вроде как ,утверждал ,что "горячее" медиа не требует сильной вовлечённости своего зрителя ,оно лишь "расширяет"его сенсорный набор ,давая образы высокой определённости .

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью