Юлия Иванцова
январь 2017.
8173

Кто ходил на иммерсивные спектакли в Москве? Поделитесь впечатлением?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
4 ответа
Поделиться

Сегодня театры и независимые коллективы всё чаще стали предлагать зрителю спектакли вне сцены, вне здания, в некоторых случаях и вовсе без актеров, и зачастую такие, которые невозможно посмотреть целиком. В конце прошлого года Москву буквально захлестнула волна необычных спектаклей —променадов или так называемых “бродилок”. Иммерсивный театр стал самым обсуждаемым явлением в сфере городской культуры, а своими впечатлениями от просмотра активно делились даже те, кто никогда не интересовался театральной жизнью. Интерес к жанру пробудился с новой силой, и на волне тренда иммерсивности многие столичные театры приняли решение расширить свой репертуар, предложив публике актуальные нетрадиционные постановки и новые поведенческие сценарии.

Иммерсивный театр — это, в первую очередь, театр вовлечения (от англ. immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Зачастую установка делается на работу с разными органами человеческих чувств — это своего рода мультисенсорный театр, где особое внимание уделяется визуальной составляющей, звукам, запахам. Такая постановка вряд ли будет одинаковой для разных людей — это сугубо индивидуальный экспириенс, который напрямую зависит от конкретного человека. Иммерсивный театр может быть игровым, больше похожим на аттракцион, и неигровым, напоминая своего рода социальный эксперимент.

Более “традиционный” вариант —  игровой иммерсивный театр— предполагает наличие актёров в заданном пространстве, в котором действуют некие правила игры. Есть несколько параллельно развивающихся сюжетных линий —спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику. Как правило, зрители вольны активно исследовать окружающие интерьеры и предметы, могут принимать участие в перформансах с актёрами — при условии, что их пригласят это сделать. К прямому контакту никто не принуждает: всегда можно быть в роли пассивного наблюдателя. Неигровой вариант иммерсивного театра выходит за привычные рамки представления о театре: в таком театре актёров может вообще не быть — могут быть модераторы, гиды, ведущие. Зрители становятся участниками некого перфоманса, где они — главные действующие лица, а их поведение служит основным источником сюжета постановки.

Москва успела увидеть самые разные постановки в жанре иммерсивного театра. Первым спектаклем нового жанра в России принято считать «День Леопольда Блума» в Школе Драматического Искусства — 24-часовой спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса. Особого внимания заслуживает яркий спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским в Центре им. Мейерхольда по книге братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Были и постановки, где совсем нет актеров (променад по городу «Remote Moscow» от Федора Елютина и Rimini Protokoll), спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), постановка для одного зрителя («Твоя игра» от Федора Елютина и бельгийской команды Ontroerend Goed). Запомнился зрителям и спектакль «В гостях. Европа» от Rimini Protokoll, действие которого происходит в квартире, показанный в рамках театрального фестиваля «Территория».

Сегодня в Москве идёт целый ряд иммерсивных постановок на любой вкус. Что смотреть в поисках интересных ощущений?

1.“Вернувшиеся”

В декабре в Москве состоялась мировая премьера мистического шоу «Вернувшиеся» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Привидения». «Вернувшиеся» — результат творческого союза молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «Танцы» на ТНТ. Это первый полноценный иммерсивный спектакль, поставленный в Москве в традиции театральной группы Punchdrunk, заложившей основы игрового иммерсивного театра. Действие происходит в четырехэтажном особняке в Дашковом переулке, пространство которого талантливые художники и декораторы превратили в абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века: разглядывать декорации и бродить по особняку не менее увлекательно, чем следить за ходом постановки.

2. “Черный Русский”

Иммерсивный спектакль по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» в сентябре прошлого года представили Москве один из главных театральных ньюсмейкеров Максим Диденко и продюсеры Дарья Золотухина и Елена Новикова. Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски сов, оленей и лис. “Черный Русский” — это спектакль запахов и ощущений, потрясающий мультисенсорный опыт. К примеру, зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. Ограбление “Века”и Москва 2048

«Ограбление «Века» — театрализованный квест-перформанс от крупнейшей в мире сети квестов “Клаустрофобия”, в котором игрокам предстоит поучаствовать в ограблении банка с кодовым именем «Века». Участников ждут актёры-соучастники и удивительно правдоподобные декорации, заставляющие почувствовать себя настоящими друзьями Оушена: в перформансе есть всё из классического кино об ограблении. Поражает реалистичность: вам предстоит прыгать с тарзанки в вентиляционной шахте, проползти десятки метров в трубе под землей, подслушивать переговоры охранников, надкусывать провода и отключать сигнализацию.

«МСК 2048» — ещё одна масштабная игра в реальности от «Клаустрофобии» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» также развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, где все игроки — беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Трудно придумать более простой и безопасный способ почувствовать себя героем кинофильма или видеоигры. Игроки обоих квестов становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров иммерсивного театра.

4. Questioning / КТО ТЫ?

Недавно в Москве представили уникальный швейцарский спектакль от компании Magic Garden и режиссера Корин Майер «Questioning / КТО ТЫ?». В программе столичного «Гоголь-центра» постановка возникла по инициативе драматурга Евгения Казачкова и продюсера Ольги Андреевой. «Questioning / КТО ТЫ?» с большой натяжкой можно назвать спектаклем в традиционном смысле слова, это интерактивный перформанс: вы не смотрите его, вы сами в нем участвуете. Ваша задача — сесть напротив незнакомого вам человека и отвечать на вопросы письменной анкеты, придумывая незнакомцу жизнь, увлечения и мечту. Спектакль чем-то похож на театральный опыт для одного зрителя — “Твою игру” Федора Елютина — происходящее чем-то напоминает сеанс психотерапии. Так, делая суждения о других людях, об окружающем мире, человек на самом деле транслирует себя. Это театральный опыт наглядно демонстрирует, как сильно человек связан с обществом и насколько собственное восприятие зависит от отношения окружающих.

5. Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

На днях в Театре на Таганке обладатель премии “Золотая маска” Алексей Франдетти представил первый в России иммерсивный мюзикл “Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит”. Это первая постановка одного из самых ярких произведений признанного классика современного музыкального театра — Стивена Сондхайма — на российской театральной сцене. Создатели спектакля специально создали масштабную конструкцию, которая превратила традиционный зрительный зал Таганки в уникальное пространство, больше похожее на кабаре. Зрители сидят за столиками вокруг сцены, а действие происходит на большом столе в центре зала, иногда в клетке, подвешенной наверху, а также между рядами. Зрителям отведена роль наблюдателей, а вот артисты мюзикла чувствуют себя свободно и сценой вовсе не ограничены. “Суини Тодд” Франдетти может составить серьёзную конкуренцию бродвейским мюзиклам — пожалуй, это один из самых интересных спектаклей музыкального жанра последнего времени.

21

Спасибо за комментарий, но это не ответ на мой вопрос

+1
Ответить

Что касается мнений, то они очень разные. Это вообше очень субъективная история. Думаю, читатели the Question могут ответить, что кому понравилось больше:) Мне больше всего, пожалуй, понравились "Вернувшиеся" - после спектакля было ощущение чего-то мистического и таинственного. Классно сделан "Черный Русский" - туда за запахами, костюмами, декорациями, он очень театральный и технологичный, такой вау эффект, особенно если повезет, и вас выберут на индивидуальный экспириенс. А квесты - классно с друзьями, это правда весело и создается ощущение, что ты играешь в оффлайне в видеоигру. Я субъективна здесь, но мне очень нравятся иммерсивные спектакли в Москве -  круто, что тренд есть и индустрия развивается. 

P.S. сорри, если снова не ответила

+1
Ответить

Спасибо! Понятно, что субъективные отзывы буду, просто мне любопытно стоит ли игра свеч, т.к. цена билета немаленькая)

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Юлия, но вы же не спросили стоит ли игра свеч, вы попросили поделиться впечатлениями – ими с вами очень подробно поделились. 

0
Ответить

Делиться впечатлением - это рассказать об опыте, а выводы - ходить или нет, я сама сделаю)  Я просила рассказать о личном опыте  и эмоциях. Мне интересно как воспринимается новинка, чего ждать, и кто что думает. Большая часть ответа написана в стиле публицистического информационного материала, в котором рассказывается о том, что такое иммерсивный театр, какие подобного рода театры бывают в Москве, и что из себя представляют. Это я уже знаю. И поэтому прошу делиться субъективными, личностными эмоциями и переживаниями, и мыслями на эту тему) Другое дело, если б статья была написана в стиле репортажа "Как мы ходили в иммерсивный театр")

0
Ответить

простите, я сегодня зануда х_х

0
Ответить
Прокомментировать

Ходила на "Беженцев" Бертольда Брехта, правда не в Москве, а в Петербурге. Это было очень приятно и интересно. Спектакль проходил на Финляндском вокзале, актеры и зрители перемещались по самому зданию и вокруг него. Это было как слушать аудио книгу и одновременно в ней находиться. 

13
Прокомментировать

Вернушиеся.

Очень круто.
Моя героиня  Хелен,  точнее ее приведение, за которой я стала следовать а так же другие персонажи в сценах с ней со мной  взаимодействовали, мне передавали в руки вещи, ко мне прикасались, со мной разговаривали, мне в глаза рыдали, страдали, она вела меня за собой я попадала в лабиринт теряла  и находила ее,  она вела монолог со мной, открывая боль... Очень качественное шоу, великолепная игра, офигенные спецэффекты, испытываешь много эмощий за время шоу.
Так вот на все иммерсивное показы  надо идти открытым  и быть готовым нырять полностью. Если ты полностью погрузиться и не будешь зависать на попсовых сценах, если ты будешь искать контакта с героями, то ты ответишь свою долю иммерсивности. Отрывайся от реальности.

0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить