Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие ошибки Европы привели к нынешней ситуации в Греции?

ПолитологияЭкономикаПолитика
The Question
  · 4,5 K
  1. Вероятно, первая ошибка была допущена почти 15 лет назад. Как показала в 2004 году проверка статистической службы Eurostat, в 2001 году Греция вступила в еврозону, не выполнив необходимых требований. Согласно Маастрихтским критериям, для введения евро в качестве официальной валюты страна должна была продемонстрировать в период 1997–1999 гг. дефицит бюджета не более 3 процентов от ВВП. По данным Eurostat, Греция имела в 1997 г. дефицит 6,4 %, в 1998 г. — 4,3 % и в 1999 г. — 3,4 %. Осенью 2013 года бывший министр финансов Греции Никос Кристодулакис в интервью Spiegel Online (spiegel.de) признал, что его страна действительно не выполнила предъявленных критериев и была вынуждена пойти на уловки. В то же время, по его словам, Греция была не единственным «грешником», скорректировавшим тогда цифры своих экономических показателей, что, по мнению некоторых аналитиков, может являться правдой.

https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/thequestion/103/26299-cff64d0e.png

  1. Очевидно, во всяком случае, что сегодня Пакт стабильности и роста, регулирующий финансовую политику стран еврозоны, нарушает не только Греция. По условиям пакта, в странах-членах еврозоны показатель госдолга к ВВП не должен превышать 60 %, а показатель бюджетного дефицита — 3 %. В 2014 году, по данным Еврокомиссии, госдолг свыше 60 процентов имели 13 стран (из 19), а дефицит свыше 3 процентов — 10 стран. В их число входят и развитые государства, такие как Германия (госдолг — 75 %) и Франция (госдолг — 95 %, дефицит бюджета — 4 %). Стоит также отметить, что в 2005 году по инициативе канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера была проведена процедура коррекции избыточного дефицита (ряд экономистов называет это одной из причин европейского долгового кризиса, наступившего пять лет спустя). Сейчас на смягчении критериев настаивает Франция. Тот факт, что Брюсселю на протяжении последних лет не удалось добиться соблюдения норм, заложенных в фискальном пакте, может объясняться самой концепцией еврозоны, предполагающей наличие единой валюты, но не наличие единой экономической политики. В данный момент отдельные государства продолжают обладать правом принятия большинства решений в финансовой сфере.

https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/thequestion/103/26301-7e00bd05.png

  1. Ошибочной, по всей видимости, является и политика мер жесткой экономии, избранная «тройкой» европейских кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ) в отношении Греции и активно поддерживаемая по сей день главами правительств северных европейских стран. За последние шесть лет ВВП Греции сократился на 26 %, а безработица среди молодежи сегодня превышает 60 процентов. В своей последней колонке для Project Syndicate (project-syndicate.org) лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц отмечает: «Поразительно, что “тройка” отказалась принять ответственность хотя бы за один из этих фактов или признать, насколько неудачными оказались ее модели и прогнозы». Однако «еще более удивительно», с точки зрения Стиглица, то, что европейские лидеры «даже не извлекли уроков» из своих ошибок. «Тройка» по-прежнему требует от Греции профицита бюджета в 3,5 процента к 2018 году.