Иван Коробков
август 2015.
7781

Если мир детерминирован, то как возможно сознание?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
32
3 ответа
Поделиться

Существование сознания как онтологического феномена прекрасно согласуется с детерминизмом, и философской проблемы тут, грубо говоря, нет.

Проблему представляет собой такой атрибут сознания как свобода. Последовательный, жесткий детерминизм указывает на иллюзорность свободы воли и моральной ответственности, что вступает в противоречие с нашим интуитивным представлением о себе как о существах, так или иначе, способных принимать самостоятельные решения, делать свободный выбор и отвечать за свои поступки. Однако поставленный вопрос касается не свободы воли, а сознания самого по себе и тут все представляется вполне очевидным.

Детерминизм настаивает: все в мире причинно-обусловленно, и, чтобы понять некий феномен, нужно выяснить, в чем состоит его объективная причина. Сознание – это не какая-то оторванная от мира мистическая самодовлеющая сущность, а естественный феномен, являющийся частью природы. Существование сознания неслучайно, закономерно и вполне может быть объяснено за счет материальных причин.

Так, например, эволюционная теория, построенная на принципах детерминизма, трактует сознание как возникший в ходе эволюции инструмент, благодаря которому организм эффективно управляет своим поведением и адаптируется к среде.

30

"Однако поставленный вопрос касается не свободы воли, а сознания самого по себе и тут все представляется вполне очевидным."

Нет, он касается как раз свободы воли. Мне кажется, можно перефразировать вопрос как "Если мир детерминирован, возможен ли генератор случайных чисел?". В комментарии призывается автор вопроса — мне кажется, это не то, что он хотел увидеть.

+2
Ответить

Небольшое замечание. Дарвинизм не построен на принципах детерминизма. Он имплицитно подразумевает необходимость существования случайных процессов. Революционное значение дарвинизма для науки и заключается в замене господствующей в более ранних эволюционных теориях телеологии на механицизм, который в эволюции невозможен без рандома.

+4
Ответить

Я конечно не шибко секу в физике, но, если память не изменяет, много чего в микромире случайно - положения и скорости частиц, например. Они не детерминированы же, разве нет? 

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

АШОТ ДАБАГЯН как раз Супердетерминизм и есть один из вариантов интерпретации квантовых процессов :) Только тяжело согласится с этим, ибо получается, нет смысла даже в самой попытке что-то понять.

0
Ответить
Прокомментировать

Если я правильно поняла вопрос, то к нему можно добавить подразумеваемое условие "сознание является необходимым условием непредопределенности поведения человека, а значит мира, поскольку дает возможность принимать решения, выбирать или вести себя непредсказуемо."

Сознание не обязательно противоречит детерминизму. Оно может быть иллюзией - эпифеноменом (вторичным, не имеющим эффективной обратной связи феноменом) детерминированных процессов в мозге. Человеку кажется, что он управляет своим поведением, а на самом деле он "робот". Такой точки зрения придерживаются некоторые дуалисты (сознание и материя две различные субстанции, материя действует на сознание, но сознание никак не действует на материю) и физикалисты (то же самое, но есть только материя). Это могут подтверждать некоторые эксперименты (например, эксперимент Бенджамина Либета) хотя существуют разногласия относительно интерпретации.

Похожей точки зрения придерживаются философы, считающие, что вопрос метафизической свободы воли не имеет значения - важнее ее прагматическое понимание. Например, в юриспруденции - детерминированность мира не служит оправданием хладнокровному преступлению и в этом смысле подсудимый действовал в соответствии со своей "свободной волей", поэтому должен нести ответственность.

Также возможно Вам будет интересно ознакомиться с этим ответом thequestion.ru

Происхождение же сознания - отдельный и очень большой вопрос.

17
Прокомментировать

Прежде, чем ответить себе на этот вопрос, нужно абсолютно ясно понимать, что вас самих вне проявления сознания не существует. Все, что вы ощущаете, видите, слышите, воспринимаете, все, что вы мыслите, воображаете, все это есть проявления вас самих в качестве СОЗНАНИЯ, как результат осознания себя и мира. Никакого другого сознания и его детерминизма не существует.

Вопрос лишь в том, в какой степени чистоты и свободы сознание вами свидетельствует себя, используя для этого понятийный аппарат. Детерминизм, онтология, неопределенность, эпифеномен, феномен, понятие "сознание", противоречия между сознанием и материей, все это феномены/эпифеномены (детерминированных процессов в мозге) сознания в осознании их конкретным человеком(вами), субъектом осознания.

Поэтому говорить о сознании и детерминизме, не учитывая тот факт, что и то и другое есть лишь проявления сознания, хотя и разной степени еЭго изощренности, глубины и осознанности различными людьми, это значит говорить, будучи обусловленным детерминизмом сказанного уже, упуская саму суть сознания в проявлении его вами в этот самый момент.

Спрашивается, что стоит в таком случае эта болтовня о сознании и детерминизме, если она не направлена на вас самих для разоблачения собственной бессознательности и невежества к себе?!

6
Прокомментировать
Ответить