Мария Ольхова
январь 2017.
121

Каковы основные черты взаимодействия стран СЭВ и ОВД с экономическими и политическими организациями стран Запада?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Никакого взаимодействия ОВД и СЭВ с экономическими и политическими организациями стран Запада никогда не было да и быть не могло, если не брать короткий период второй половины 1980-х гг., или периода "перестройки", когда из-за кризиса и договариваться уже было не о чем. 

Обе организации - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского Договора (ОВД) - как раз и создавались для того, чтобы исключить контакты "соцев" (соцстраны, которые до середины 1970-х гг. обычно назывались "странами народной демократии") с Западом и теснее привязать их к Москве.

СЭВ появился в 1949 г., как своеобразный ответ на начавшиеся интеграционные процессы в Западной Европе в том смысле, что мы, соцлагерь, мол, не лыком шиты и тоже так можем. Однако не смогли. Хотелось быть похожими, видели, как это должно выглядеть снаружи, но как в реальной жизни выстраивать интеграционные процессы, никто не знал и не понимал. И не мог этого знать, потому что никто ни в СССР, ни тем более в соцстранах экономику не понимал. Базовое описание "бизнес-процесса" экономической деятельности было у коммунистов простым: принять решение на Политбюро - поручить правительству выделить деньги, материалы и найти людей - построить - партийным комитетам проконтролировать. Как вариант: принять решение о сборе урожая зерновых - поручить правительству выделить транспорт и топливо - "поднять" колхозников на борьбу за урожай - наградить отличившихся и устроить выволочку не справившимся.

В Европе же стыковались кирпички совершенно другой экономики, капиталистической, которые в силу своей природы искали свободы - свободы капитала, рабочей силы, товаров. Поиск рынка, выгоды, прибыли толкал к торговле, проникновению в другие страны, на другие территории. Смысл интеграции в ЕЭС состоял в том, что правительства устраняли препятствия на пути движения капитала, товаров, рабочей силы, объединяя страны-участницы в единый большой рынок.

Коммунистическая же экономика по своей природе была закрыта, и закрыта она была, прежде всего, идеологами и органами госбезопасности: ничто, никто, никуда не должно было расползаться, уезжать и - особенно - что-либо делать без предварительного разрешения "компетентных" органов. Что в тогдашнем Советском Союзе, Польше или Чехословакии могло толкнуть какой-нибудь завод на сбыт своей продукции, например, в Великобританию, ФРГ или Голландию? Или на поиск инвестиций в одном из многих западноевропйских банков? "Вы с ума сошли, дорогой товарищ? Вам жить надоело?", - вот самое невинное и любезное, что можно было бы услышать по этому поводу от "компетентных" органов. Хотите что-то продать за рубеж - обращайтесь в установленном порядке в министерство внешней торговли, которое вашу заявку рассмотрит. Может быть. А скорее, не рассмотрит, потому что у него уже составлен план не только на год, а на целую пятилетку вперёд, и вас в этом плане нет, да и вообще вы никому не нужны. 

Но более фундаментален другой вопрос: а почему у вашего завода откуда-то появились излишки для торговли? Ведь Госплан спланировал так, что вся ваша продукция уже на 5 лет вперёд расписана по внутренним потребителям. Составлены балансы - отраслевые, региональные. Под ваше производстство будет выделен вполне определённый объём электроэнергии (завод же не может без этого), расходных материалов, сырья, бумаги, воды, тепла, людей. В свою очередь производители электроэнергии, расходных материалов, сырья, бумаги, воды, тепла (хотел написать ещё - людей) получили сумму нарядов на таких, как вы, и в ответ получат по кругу часть вашей продукции (варежки, насосы, кузнечные прессы, презервативы, картофель, блокноты, авторучки, асфальт и проч.). Всё рассчитано до штук, метров, килограммов, копеек. Если вы - чисто теоретически - в этой системе балансов продаёте часть своей продукции (а это ведь не несколько штук чего-то, а хотя бы 10-15-20% того, что вы производите) на сторону, то все балансы рушатся, потому что продавать будете же не вы один, а все.

И вот в этом самая главная, принципиальная проблема - либо всё планировать и запретить всякую самостоятельность, либо включить рынок. Должен быть регулятор, который будет решать. Коммунистической системе с её плановыми балансами интеграция не нужна, у неё главный и единтвенный регулятор - Государственный плановый комитет СССР (Госплан - он в нынешней Думе в Охотном ряду в Москве размещался). А нужен он потому, что здесь возникает вторая не менее принципиальная проблема: поскольку сбалансировать всё и вся невозможно, то всегда образуется дисбаланс, следствием которого всегда будет дефицит товаров и услуг, а особенно - продовольствия (неурожай ведь запланировать нельзя), при избытке некачественных, никому не нужных товаров.

Внутри СЭВа интеграции не было - был бартер, обмен одних товаров на другие под ширмой "переводного рубля" - некоей условной денежной единицы.

Но поскольку в условиях всеобщего дефицита никто не мог друг друга "насытить" товарами, то цепочки рвались и соцстранам приходилось лучшее из того, что они могли произвести по качеству, продавать в индивидуальном порядке западноевропейским соседям за твёрдую валюту, а не друзьям-товарищам за неизвестно что. Вот так и жили. Больше всех себя мог обеспечить в этих уловиях Советский Союз в силу огромной сырьевой базы. Поэтому "соцы" регулярно обдирали Москву на предмет бесплатных или очень льготных поставок им сырья и электроэнергии. Ничего другого им не нужно было. Да мы и предложить не могли, разве что самую дешёвку убогого качества, которую брали, потому что западные потребительские товары немногие могли себе позволить из-за цены.

Проблемность СЭВа проявлялась в том, что первые лет 10 он вообще никак не функционировал. Не было даже рабочих органов этой организации. Устав появляется только 10 лет спустя, в 1959 г. В 1962 г. появляется исполком организации. Ещё через несколько лет создаются какие-то рабочие комиссии. 

Вот что рассказывает тогдашний советский лидер - Первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущёв на заседании Президиума (Политбюро) ЦК КПСС 10 сентября 1964 г. по итогам своего недавнего визита в Чехословакию: "Чехословакия без экспорта на свободную валюту развиваться не может, потому что мы их полностью удовлетворить не можем".

Через год, в октябре 1965 г., новый советский лидер - Первый (позже - Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л.Брежнев констатирует на переговорах с польскими руководителями: "СЭВ - наша ахиллесова пята. Мы не можем сказать, что мы вообще не движемся вперёд, но это не движение, которое бы нас устраивало. СЭВ стал тормозом. Но и от него отказаться нельзя...". В общем, как говорится, чемодан без ручки. Ну и какой западной экономической организации нужно вот такое... явление? На чём строить отношения - на бартере?

К началу 1970-х СЭВ немножко оживили, чего-то там копошились. Но с конца 1970-х стал нарастать системный кризис, который усугубился из-за кризиса энергетического. Заваливался СССР, а вслед за ним и его сателлиты. На этом фоне начали хвататься за идею отношений между СЭВ и ЕЭС. Но кроме прямой торговли за валюту, которую все и так сами по себе вели по отдельности ничего плодотворного родиться не могло. Правда, уже перед самым обвалом, в 1988 г., подписали рамочнное соглашение, но оно вскоре утонуло вместе с коммунистической системой, идеей и всеми балансами.

А других экономических организаций особенно и не было - не только в Европе, но и в мире. Мир тогда выглядел по-другому. Мало, кто вообще мог что-то существенное предложить кроме американцев и европейцев.

С ОВД ещё проще. Организация Варшавского Договора появилась в мае 1955 г. тоже как ответ - теперь уже ответ НАТО. Но появляется ОВД не для развития отношений с НАТО, а как раз для борьбы с нею. Все военные планы ОВД, возглавляемой то одним, то другим советским маршалом, составляются в Генштабе в Москве с учётом действий и задач советских вооружённых сил в Европе. Главный сценарий вероятного развития военного конфликта - из-за Западного Берлина со стремительным наступлением десятков танковых и мотострелковых дивизий  из ГДР и западных военных округов СССР (в начале 1980-х сведённых в Западное направление) по немецкой равнине в ФРГ и далее при поддержке авиации и с применением тактического ядерного оружия... Американцы тогда на нас, мы - на них... Пепел, радиация и т.д. Задача армий соцстран - поддержать действия советских войск.

Второй главный сценарий - распад Югославии в случае смерти Тито, которая наступила незадолго до распада СССР и ОВД и уже с другими последствиями.

Поэтому никаких отношений с какими бы то ни было чертами - основными или неосновными - между ОВД и НАТО не существовало за исключением протокольных дел, связанных со взаимным посещением учений и каких-то приёмов. Москве и не нужны были такие отношения, даже если бы они каким-то образом могли быть актуальными: она боялась, что союзники по глупости или вредности что-нибудь не то могли сделать. Да и понимали хорошо, что союзники были ненадёжные, держались только на наших штыках.  

Зато с интеграцией здесь было отлично. В отличие от интеграции экономической, в Москве очень хорошо представляли себе, как надо строить интеграцию военную: размещённые в соцстранах крупные советские воинские контингенты (в одной Германии чуть более 300.000 военнослужащих) надёжно обеспечивали отсутствие любых форм контактов с западными политическими организациями.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить