Порицается ли гомосексуальность в неавраамических (христианство, ислам) религиях?

1447
1
0
8 июля
10:28
август
2015

Да, хотя конкретные мотивы и формы порицания могут различаться. Например, в буддизме, также, как и в авраамических религиях, такие отношения осуждаются как «разврат», подобным образом этот грех осуждают зароастрицы, а также представители множества других политеистических религий. Всё упирается в то, что гомосексуальность это, с одной стороны, нечто необычное, а необычное в традиционном обществе всегда вызывает определённую настороженность. Кроме того, гомосексуальный секс всегда является внебрачным, так как брак в традиционном обществе строится вокруг детей, и, соответственно, любая религия, в той или иной степени вводящая концепцию супружеской верности (то есть, в общем, практически любая из существующих до сих пор) так или иначе будет его осуждать, если и не как некое «отдельное» прегрешения, то уж точно как форму разврата. Последний подход исповедуют, например, конфуцианцы, не так болезненно реагирующие на гомосексуализм, как таковой, но в принципе считающие, что спать надо с женой или, если она не приносит детей, с наложницами.

С другой стороны, конечно, реальная жизнь часто могла уходить далеко от теории, причём иногда – настолько далеко, что появлялись целые новые практики, создающие у современных наблюдателей ощущение полного отказа от осуждения гомосексуальности тем или иным обществом. Например, среди наименее образованных японских монахов в какой-то момент распространилась традиция воспринимать запрет на прелюбодеяние буквально и считать, что этот запрет подразумевает осуждение связей только с женщинами, а с мужчинами они вполне допустимы. В Китае гомосексуальность, напротив, была распространена среди наиболее образованных и успешных групп населения, где она, как и в древней Греции, могла восприниматься как некое естественное развитие дружбы (дружить с женщиной, с точки зрения архаичного человека, конечно, нельзя) или как особенно утончённое удовольствие. Особенно стоит отметить распространённое как в Греции, так и в других странах представление о ценности гомосексуальных отношений как НЕ подразумевающих секс, и соответственно более возвышенных и духовных, хотя понятно, что в реальности этому идеалу соответствовали далеко не все представители даже тех групп, которые его разделяли. Наконец, женская гомосексуальность могла даже поощряться в определённых кругах, например, в Китае, среди наложниц и проституток, как способ дополнительно развлечь их господина или клиента.

В конечном итоге всё сводилось не столько к установкам религии как таковой, сколько к общественным практикам и ментальности. Факт в том, что в случае гомосексуальности, в отличии от убийства или воровства, нет пострадавшего (я, разумеется, не беру случай изнасилования). Соответственно, в культурах и социальных слоях, где упор делался на общественную мораль, на религиозные запреты как на форму закона и регулирования отношения в социуме, на гомосексуальность не обращали особого внимания, если человек делал всё, что от него требовалось в семейной сфере (то есть женился и заводил детей, будучи мирянином, или, наоборот, не женился и не заводил детей, будучи священнослужителем). А в среде, где больший упор делался на личную мораль и на представление о том, что какие-то поступки плохи сами по себе, как нарушение воли Бога, баланса космических сил и так далее, гомосексуальность сталкивалась с более жёстким порицанием на практике. Так как последнее в несколько большей степени применимо к авраамическим религиям, а первое – к восточным, соответственно можно сказать, что христианство было несколько менее терпимо, хотя в обоих случаях речь идёт об очень широких обобщениях, имеющих громадное количество исключений. Но на практике ситуация была ещё сложнее, в зависимости от того, где, когда и между кем разворачивались отношения. Однако, если отвечать на вопрос формально, то надо признать, что подавляющее большинство религий на уровне формальной этических принципов традиционно осуждало гомосексуализм.

Напоследок стоит упомянуть о существовании в некоторых религиях, в основном, шаманистского толка, санкционированных гомосексуальных отношений. Это происходило в связи с так называемой «шаманской болезнью», для прохождения которой шаман иногда должен был в буквальном смысле «поменять пол», полностью став мужчиной или женщиной с точки зрения общества. Хотя это была абсолютно легитимная практика, речь, фактически, идёт не о толерантности, а просто об иной форме ограничений. Шаманом становился тот, кто заболевал «шаманской болезнью», и он был обязан, вне зависимости от своего желания, сделать то, что должен и пройти соответствующий путь до конца, в том числе – и в плане смены пола, если это оказывалось необходимо.

25
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта