Boris Kustodiev / Wikimedia Commons

Почему у русских нет понятия «искусство жить», и они не умеют наслаждаться едой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
9 ответов
Поделиться

Ну здрасьте. Прям обидно стало. Вы не видели русских застолий никогда?
Давайте вам Гиляровский ответит:
"Трактир Егорова кроме блинов славился рыбными расстегаями. Это- круглый пирог во всю тарелку, с начинкой из рыбного фарша с вязигой, а середина открыта, и в ней, на ломтике осетрины, лежит кусок налимьей печенки. К расстегаю подавался соусник ухи бесплатно.
Ловкий Петр Кирилыч первый придумал «художественно» разрезать такой пирог. В одной руке вилка, в другой ножик; несколько взмахов руки, и в один миг расстегай обращался в десятки тоненьких ломтиков, разбегавшихся от центрального куска печенки к толстым румяным краям пирога, сохранившего свою форму. Пошла эта мода по всей Москве, но мало кто умел так «художественно» резать расстегаи, как Петр Кирилыч, разве только у Тестова — Кузьма да Иван Семеныч."

Или вот Гоголь:
"– Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там эдакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь – зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы ее всю проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал во рту – как снег бы растаяла… Да сделай ты мне свиной сычуг*. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подвась мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли там еще какого коренья?.."

Чехов тоже:
"Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот… Но тут его хватил апоплексический удар."

Гончаров:
"Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами, гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтобы они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!"

В общем, если вы чего-то не видели, это не значит, что этого не существует;)

Александр Звонарёвотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
41
-5

Проблема в том, что нас от Гончарова и Гоголя отделяет сотня-другая лет. Это была другая Россия и жили там другие русские.

0
Ответить
Соглашусь. Достаточно почитать того же Гиляровского, чтобы понять, что дореволюционный мир, прекрасный, хотя и жестокий, утерян от и до. Мы совсем не похожи на российских дворян, не надо себя тешить. 
+2
Ответить
Все в ваших руках, друзья) Никто не запрещает вам стать на них похожими.
0
Ответить
Ещё 4 комментария
А Гиляровский так вообще про дворян в последнюю очередь писал, у него сплошь купцы да ремесленники. Уж на них похожим быть совсем не сложно. 
0
Ответить

Той России, о которой писал Иван Шмелев и Николай Лесков не существует. Она сгинула 100 лет назад, о чем хорошо написано в той же русской литературе, только уже эмигрантской и запрещенной в СССР. А в СССР эту еду видели в роскошных изданиях книг о еде. В реальности были серые макароны и прочая «пластиковая каша».

+1
Ответить
Товарищи дорогие, сейчас-то вас никто не заставляет серые макароны кушать, что ж вы такие буки унылые) Мои родители и прочие родственники, воспитанные в послевоенные годы на серых макарошках и пластиковых кашках (а иногда и жареные дрожжи приходилось есть) прекрасно умеют радоваться вкусной еде, замечательно готовят и собирают большие красивые застолья, наслаждаясь не хуже Чеховских и Гоголевских героев. Булгаковсксая разруха не в сортирах, а в головах, и так же ваши розовые грезы о прекрасных стародавних временах у вас в головах. Вас же никто на баррикады не зовет отстаивать ваше право наслаждаться жизнью, даже на завод не гонят пятилетки выполнять на благо будущих поколений, вы попробуйте не ныть пару дней и свои грезы о прошлом сейчас воплотить, в отдельно взятой своей комнатке. Уверен что жизнь ваша от этого станет чуточку светлее;)   
+3
Ответить

Вы же пишете о традициях, которые потеряны, сгинули. Я помню иное, как и многие живущие. Там нет и близко, того что пишут говорящие по-французски землевладельцы. Нет этих дам с собачкой. Или вы про обитателей Куршавеля? Но и они совсем не продолжатели тех традиций, хотя похожих типажей можно найти в русской литературе.

-1
Ответить
Прокомментировать

Этот вопрос содержит утверждение, что русские не умеют наслаждаться жизнью и едой в частности, но ведь это спорно.

У нас развивается культура еды, иначе не было бы такого ресторанного бума, ведь рестораны открываются не просто ради того, чтобы утолить голод, но и чтобы дать возможность людям красиво жить и с удовольствием тратить деньги на себя.

«Искусство жить» — комплексное понятие, начало лежит не в наслаждении едой, а в том, чтобы любить себя — вот, что основное. А все приятные последствия — это уже вытекающее. 

17
-2
Прокомментировать

Я бы с превеликим удовольствием разложила бы на столике на своей мансарде у дома ужин из морепродуктов, вина и тирамису, или же мяса, поджаренного на углях, и наслаждалась бы едой, наблюдая за закатом солнца... Но, увы, нет. У меня нет ни мансарды, ни денег на мясо (я все же студентка), ни даже погодных условий, чтобы каждый день ужинать или завтракать на свежем воздухе. Всё дело в денежных средствах и в ритме нашей жизни. А так же в месте, где мы проживаем. Не судьба. 

Маша Ремизоваотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
-5
Прокомментировать

Утверждение неверное.  Предположу, что Вы просто незнакомы с историей кулинарии. Рекомендую почитать книги Вильяма Похлебкина (советский историк, известный специалист по Скандинавии,  знаток русской кухни), и вы поймете,что русские очень даже наслаждались, наслаждаются и будут наслаждаться едой.  

Существует такое понятие,как русская кухня.Русская кухня имеет многовековую историю и делится на несколько этапов (согласно монографии Похлебкина): Древнерусская кухня IX-XVI вв.. Кухня Московского государства XVII в.. Кухня Петровско-Екатерининской эпохи XVIII в.. Петербургская кухня конец XVIII-XIX вв.. Общерусская национальная кухня XIX-XX вв.. Советская кухня. На протяжении этого времени национальная русская кухня заимствовала блюда других кухонь, а так же способы приготовления (исконно русские способы это томление, тушение и варка, а вот жарка, к примеру, было заимствовано у татар), испытала как падение (в эпоху Екатерины Великой дворянство было в большей степени ориентирована на Европейскую кухню, на смену русским крепостным поварам пришли нанятые повара из Франции), так и настоящий взлет (после начала войны 1812 года были первые попытки реставрации русской кухни, позже, к концу века нанятые повара-иностранцы СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ РУССКОЙ ПУБЛИКИ (!!!!!) создавали кулинарные рецепты: салат Люсьена Оливье,  Бефстроганов Андре Дюпона для графа Строганова (есть несколько версий, приоритетная с поваром Дюпоном, но так же некоторые считают, что блюдо было изобретено в одном из заведений Одессы,куда любил ходить граф), а советский период объединил все многообразие народов СССР и внес колорит. 

Еще хочу отметить, что исконно русская кухня имеет одну интересную особенность: разделение на постную и скоромную кухню (мясо,молоко, яйца). Так как постных дней было больше, люди стремились расширить ассортимент блюд,поэтому в приготовлении активно использовалось большое количество таких продуктов,как зерновые культуры, овощи, лесные ягоды, травы (крапивы, сныти, лебеды и др.) и всевозможные грибы.

Загляните в дореволюционные кулинарные книги Елены Молоховец, Пелагеи Александровой Игнатьевой, или в советскую "Кулинарию" 1955 или 1960 года издания, Вы обнаружите огромное количество рецептов,как праздничных, так и для ежедневного питания. 

Интересный факт, на Западе существует понятие service à la russe, оно же "подача в русском стиле". Что говорит о том,что в России, застолья пользовались успехом и впечатляли иностранных гостей. И это немыслимо для страны, в которой по вашему ошибочному мнению, люди не наслаждаются едой.

6
0
Прокомментировать

Думаю, это проблема не русских в целом, а поколения русских людей конца советского- пост советского периодов. Кто бы что не говорил, а окружающая действительность влияет на личность. 
Место, где мы проживаем. До сих пор страны бывшего Советского Союза полнятся хрущёвками - маленькими квартирками с КРОШЕЧНЫМИ кухоньками. В таких условиях тяжело готовить, НЕ ИНТЕРЕСНО готовить (да, готовка - прелюдия к еде, наслаждаться ею тоже важно), приступая к еде, каждый хочет поскорее закончить моцион и вырваться наконец из этой мелкой комнатушки. Какое уж тут наслаждение...
Ещё одно "русское" качество - закармливать детей. "Ешь, пока есть, что есть" - девиз мам/бабушек советской эпохи, передающийся по наследству, бережно хранимый по сей день. Естественно, когда вас закармливают, подстрекая какими-то фразами по типу "силку оставил", "не доешь- бабай придёт", когда отказаться от еды просто НЕЛЬЗЯ,единственный выход - с кислой миной, через силу, по-быстрому слопать. Из раза в раз ребёнок, понимая, что его ждёт, старается всё сделать как можно более быстрее, привыкает есть механически, не чувствуя что он ест. 
Конечно, сейчас ситуация меняется, но как трудно отказаться от глубоко засевших привычек: начать обращать внимание на вкус, а не количество еды; есть наконец из красивой посуды, а не хранить её годами в серванте; следить за тем, где ты ешь, с кем ты ешь, как ты ешь. 

7
-2
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить