В рамках философии, в том числе на стыке с психологией, существует множество концепций, отвечающих так или иначе на вопрос об источниках тенденции человека к саморазрушению. Например, часто к этой проблеме обращаются сторонники фрейдизма.
Еще самими Фрейдом было намечены основы концепции "инстинкта смерти", или "мортидо", предполагающей, что в человеке вместе со стремлением к жизни и продлению своего рода (либидо) заложен своего рода "инстинкт смерти". Впоследствии эту концепцию развила последовательница Фрейда Мелани Кляйн. Обращались к теме деструктивности и самодеструктивности и другие авторы фрейдистского направления, например, Эрих Фромм, развивший свою оригинальную концепцию "биофилии" и "некрофилии" и увязывавший стремление к смерти и разрушению с неспособностью человека справиться со сложной, изменчивой и непредсказуемой реальностью жизни.
Современные авторы также обращаются к проблеме деструктивности. Славой Жижек в своей работе "Добро пожаловать в пустыню Реального", в частности, пишет о том, что стремление к деструктивности появляется в современном обществе на фоне того, что общество создает для человека иллюзию совершенного мира, своего рода виртуальную реальность СМИ, кинематографа, политических идеологий. Живя в этом идеализированном мире, из которого вытеснены все неприятные темы, человек рано или поздно начинает понимать, что с миром что-то не так. Это выражается в стремлении выйти за пределы иллюзии, в "тоске по реальной вещи", что эквивалентно стремлению разрушить сформировавшуюся общественную реальность.
Это, в принципе, можно распространить и на тему саморазрушения. В конце концов, если наше общество является иллюзией, то мы, как продукт этого общества, тоже иллюзорны, а значит, уничтожить общество, не уничтожив себя, невозможно. В том же "Бойцовском клубе", например, стремление разрушить общественную реальность и освободиться от нее для главного героя находит последовательное воплощение только в саморазрушении. Не разрушив себя как продукт этого общества, получается, невозможно избавиться от иллюзий, навязанных обществом.
Впрочем, все это ни в коем случае не значит, что саморазрушение - это выход. В той же работе Жижек хорошо показывает, что разрушение и саморазрушение, на самом деле, являются только лишь очередной иллюзией, никак не позволяющей продвинуться на пути к Реальному.