Правда ли, что иерархическая система христианской церкви была создана в IV веке на основе римского права?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Не будучи историком, не могу с полной уверенностью ответить на ваш вопрос, однако полагаю, что скорее нет. Во-первых, уже система епископата появляется уже в I в.н.э., первые упоминания о них относятся ко второму в.н.э.. Во-вторых: римское право, как и современное, per se не устанавливало иерархии - это всё таки был скорее инструмент, в первую очередь занимавшийся правами собственности, владения, пользования и т.д. и их сменой. 

Кроме того, власть епископов вплоть до V века нигде de jure не была светской. Она стала таковой только в Галлии, когда та, с одной стороны, фактически была оставлена империей на произвол судьбы а с другой не оказалась никем полностью завоёванной*. Вот там, где традиционные, завязанные на императорский двор иерархии уже не работали, а новые не были принесены, светская власть легла на плечи епископов - но это была уже новая, ранее неизвестная система. 

Литература: 

Lilie, R.-J., "Byzanz"Manthe, U., "Geschicthe des römischen Rchtes"Jussen, B., "Die Franken".

* Галлия, по сути, так и не была завоёвана, в том числе франками. Хлодвиг, как и его отец Хильдерих, родился и вырос в Галлии; он боролся с другими германскими варлордами, но не оспаривал власть епископов, став в конечном счёте скорее их выдвиженцем.

Разнообразие древнехристианской иерархичности лучше всего иллюстрирует апостол Павел в послании к коринфянам: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых – апостолами, во-вторых – пророками, в-третьих – учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12:28). Во многом христианская церковь переняла структуру и иерархию от иудеев, синагогальной иерархии. Помимо древних иудейских свидетельств, упоминания о структуре, правах и преимуществах иудейской синагогальной иерархии мы находим и в Новом Завете. Согласно тексту Священного Писания каждая синагога имела одного либо несколько начальников (Лк. 13:14), заботящихся об управлении общиной, о внутренней дисциплине и проповеди (Лк. 13:14), которые назначали помощников для чтения Закона, Пророков и проведения служб (Деян. 13:15). Начальникам – раввинам (Лк. 7:1-5) – принадлежала власть управления, учения и судопроизводства. Существование ссылок на использование ветхозаветной типологии (т. е. идей иерархии согласно иудейской модели) в отношении к христианскому служению является фактом, который нельзя исключать, т. к. свидетельства в его пользу зафиксированы в древних источниках и восходят, как минимум, к концу I века (Дидахи, послание св. Климента Римского к коринфянам). Свидетельства из Дидахи указывают на корни ее появления, восходящие к ветхозаветной иерархии: "Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и нежадных, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей". Источник:k-istine.ru

Ответить