Nikita Andreyev
январь 2017.

Какие научные открытия или теории (возможно совсем древние) по настоящему поразили вас, когда вы впервые о них узнали?

6 ответов

Квантовая запутанность, безусловно! Я во многом благодаря ей полюбила физику. В русскоязычных источниках это явление иногда называют "сверхъестественной связью на расстоянии" - именно под этим названием я услышала о квантовой запутанности впервые. И у меня, привыкшей к тому, что физика - очень точная наука, но тогда еще не знающей разницы между классической и квантовой механикой, логично возник вопрос: "Какая, к черту, в физике сверхъестественная связь?! Это тут вам не эзотерика!" Я начала интересоваться данным вопросом, читать разные источники, и вскоре поняла, что квантовую запутанность действительно можно назвать сверхъестественной связью, ибо сама суть этого процесса, то, каким образом две элементарные частицы "чувствуют" друг друга на любых расстояниях, насколько я знаю, пока никому не ясно.

За квантовой запутанностью потянулись другие фантастические явления квантовой механики (вероятность, суперпозиция и т.д.), за ними - теории о параллельных Вселенных, о пока только теоретически возможных путешествиях во времени и телепортации - и вот я, филолог по образованию, уже пытаюсь решать задачки по физике (ибо научпоп со временем приелся). Физика в целом меня вообще поразила тем, насколько в действительности она может быть интересной.

> две элементарные частицы "чувствуют" друг друга на любых расстояниях, насколько я знаю, пока никому не ясно

Нет, это, конечно, неправда. Квантовая запутанность - это довольно простой квантовомеханический эффект, который очень даже понятно описывается математически. И надо вообще говоря быть осторожным, не частицы чувствуют друг друга, а квантовые состояния! Это очень важно.

Не знаю, можно ли это называть связью, так как информацию таким образом передавать нельзя.

HAYK HAKOBYAN, спасибо за уточнение! А напишите, пожалуйста, если не сложно, как именно квантовая запутанность "описывается математически"? И может ли она так же "очень даже понятно" (или даже не понятно; в общем, как-нибудь) описываться физически, на языке физики? Заранее спасибо!

Ну обычно, в формализме квантовой механики. Ну например, пусть у вас система из двух частиц 'a' и 'b', для которых законы сохранения требуют обязательно противоположные значения спинов. Пусть состояние |0⟩ - это одно значение спина, а |1⟩ - противоположное. Тогда такое запутанное состояние описывается волновой функцией такого типа:

|Ψ⟩ = (|0a⟩⨂|1b⟩ + |1a⟩⨂|0b⟩) / √2

Где ⨂ - это просто тензорное произведение для гильбертовых пространств состояний каждой частицы.

Тут, кстати, неплохо вроде написано всё.

> описываться физически, на языке физики

Квантовая механика - это математическая дисциплина. Она категорически не описывается на языке физики. Все попытки её объяснить (а их очень много) - это интерпретации из области философии, которые к физике не имеют отношения.

Ещё 5 комментариев

АЛЬБЕРТ СЕЙТАСАНОВ, да, этот эффект мне известен (про путешествие в будущее при помощи черной дыры, а в прошлое - через "кротовую нору"). Но всё же пока это проделать никому не удалось (или удалось? кому?). А пока это никому не удалось, это только теория. Раз уж на то пошло, то телепортация человека - тоже данность: можно же "запутать" все частицы в теле человека с множеством других запутанных частиц и воссоздать точную копию человека в другом месте. Вопрос только в том, что частиц в теле человека очень много, и этот  процесс крайне сложен, поэтому пока маловероятен. Так же и с черной дырой: это вполне возможно, да, на это прямо указывает ОТО, однако это проделать очень сложно. Но спасибо за Ваш комментарий!

Квантовая механика - это математическая дисциплина. Она категорически не описывается на языке физики. - если КМ нельзя описать на языке физики, то это не наука вообще

Математика тоже не наука?

Есть разные мнения, некоторые говорят, что математика - это только "язык" и не в полной мере наука, потому что нефальсфицируема. НО в любом случае одно дело математика, а другое физика

Да нет. В 20-21 веке это почти одно и то же.

Тёмная материя и тёмная энергия. В школе и ВУЗе такому не учили, а тут вдруг оказывается, что есть бОльшая часть вселенной,  о которой мало что известно. Ценность предыдущих знаний несколько потеряла в весе. Осознание, что многие люди, хорошо учившиеся раньше, могут об этом вообще не узнать, если не будет условий. Шок.

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Открытие "как легко, просто, быстро решить все негативные проблемы людей, стран, цивилизации и этим повысить качество жизнедеятельности во много раз и на порядки".

Это открытие сделано очень давно и много раз опубликовано, но пока не применяется.

Меня поразила в детстве коммутативность сложения. Что 3+5 = 5+3. Это было удивительно, практически контр-интуитивно. Возможно, это как-то повлияло на то, что теперь меня крайне привлекает теория F1 - поля с одним элементом, по сути - алгебраической геометрии, в которой нет сложения, а есть лишь (не обязательно коммутативное) умножение.

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Благодарю за прекрасный вопрос, Никита!

Первое открытие - все, что есть вокруг, есть решения! И сам человек есть результат решения своих папы/мамы "завести ребенка". Решения бывают инженерные, архитектурные, дизайнерские, управленческие...

Все люди, хотят они того или нет, вырабатывают и принимают решения.

Второе открытие - решения бывают верные и неверные, точные и неточные, правильные и неправильные, разумные и неразумные, оптимальные и неоптимальные, эффективные и неэффективные.

Проверьте - все ли я назвал?

Третье открытие - люди, даже очень ученые, и суперпрофессионалы не подозревают о том, что они вырабатывают и принимают решения.

Даже после того, как Герберт Саймон получил Нобелевскую премию, управленцы не осознают, что им нужны "разумные решения". Просто стали говорить о "принятии решений".

Четвертое открытие - люди, даже очень умные и образованные, не умеют проверить правильность и разумность своих решений. Это породило множество проблем, называемых "глобальными".

Пятое открытие - до сих пор решения ищут, тратя время, нервы и силы. Миллионы лет назад люди перешли от поиска пищи и убежища к их

производству. Казалось бы, пора и решения "вычислять", как это делает школьник при определении корней квадратного уравнения. Но решения продолжают искать.

Шестое открытие - научно - технический п-Регресс освободил людей от ручного труда, но тем самым лишил их возможности совершенствовать свой мозг. Люди перестали пользоваться мозгом для выработки решений даже в простейших ситуациях жизни. А орган, слабо используемый, всегда деградирует.

Седьмое открытие - мозг можно тренировать для выработки решений более правильных и разумных. При этом растет скорость получения решений и их уровень. Становятся возможными решения, близкие к идеальным, то есть предельно дешевые и эффективные.

Восьмое открытие - создана технология для выработки решений. Она называется ТРИЗ - технология решения изобретательских задач.

Девятое открытие - в науке нет понятия "правильное решение", "разумное решение".

Десятое открытие - никто и нигде не обучает простых людей "выработке решений" и "принятию решений". Есть алгоритм принятия управленческих решений, но весьма слабый.

Перечисленные открытия помогли мне начать работу по тренировке умений вырабатывать - не искать! - решения в сложных ситуациях. С 2005 по 2014 год проверил свою систему тренировки на студентах очного и заочного отделений. Оказалось - работает!

Всего разумного!