Михаил Чумаков
январь 2017.
240

В каких сферах/областях/жанрах культуры и искусства сейчас происходит активное образование новых форм и смыслов?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Попробуйте сетевой журнал "Метамодернизм" (не в качестве рекламы, конечно, но там много о том, что происходит с мировом пространстве искусства и какое отношение это имеет к "постпостмодернизму"). 
По мои скромным наблюдениям на пике всё ещё синтез различных родов искусства с преобладанием визуального ряда (инсталляции с использованием видео, например), всяческие экспонаты, с которыми можно взаимодействовать (функциональные  - как интерьеры для релаксации, дизайн как произведение искусства, и не функциональные - этакие штуковины для любопытных, взывающие к психо-эмоциональной сфере, например, скульптура, которая при взаимодействии с человеком начинает издавать разные звуки в зависимости от того, какое полушарие у человека в данный момент работает активнее - левое или правое).
Что касается литературы, то она имеет дело уже не с появлением новых технологий, а с процессом их развития. Частный пример: раньше технологии означали просто необходимость оцифровать уже имеющиеся произведения, сегодня создателем контента может стать любой (по сути, спрос меньше, чем предложение в сфере искусства вообще, каждый теперь художник в широком смысле). Это предопределяет те формы, в которых будет существовать и развиваться литература теперь (Сетература как тексты, создаваемые в Интернете и теряющие часть своей уникальности, смыслов при вынесении за его пределы - использование всех доступных примочек при создании постов тоже считаются инструментами создания произведения, чем вам не новый жанр - подписи к фотографиям в Инстаграме?). Вообще это всё актуально не только для литературы, но на её примере заметнее.

И, разумеется, это не мнение специалиста, а только резюме наблюдателя, поэтому "Метамодернизм" очень советую, там много ссылок и на другие ресурсы по теме.

2
Прокомментировать

А почему вы уверены в том, что формы и смыслы в культуре и искусстве обязаны появляться с течением времени? Для пояснения приведу первый параграф книги  Ж. Бодрийяра 1990 (!) года выпуска «Прозрачность зла».

 «Если бы мне надо было дать название современному положению вещей, я сказал бы, что это — состояние после оргии. Оргия — это каждый взрывной момент в современном мире, это момент освобождения в какой бы то ни было сфере. Освобождения политического и сексуального, освобождения сил производительных и разрушительных, освобождения женщины и ребёнка, освобождения бессознательных импульсов, освобождения искусства. И вознесения всех мистерий и антимистерий. Это была всеобъемлющая оргия материального, рационального, сексуального, критического и антикритического, оргия всего, что связано с ростом и болезнями роста. Мы прошли всеми путями производства и скрытого сверхпроизводства предметов, символов, посланий, идеологий, наслаждений. Сегодня игра окончена — все освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?»

Из параграфа ясно – все революции, которые могли случиться уже случились и сейчас мы просто балуемся пустыми бессодержательными формами, в которые уже невозможно вместить что-то актуальное.

0

Но ведь сейчас все, кому не лень, твердят, что постмодернизм, о котором писал Бодрийяр, окончен. А раз он окончен, значит, пришло время для чего-то нового. Вот я и спрашиваю: где оно, новое?

+2
Ответить

Конец постмодерна, как, впрочем,  и конец любой эпохи современникам определить сложно – я вот к чему.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить