Привожу дословно фрагмент из книги В. Я. Брюсова «Miscellanea. Замечания, мысли о искусстве, о литературе, о критиках, о самом себе»:
Многие еще не забыли того времени, когда наш книжный рынок был завален “пинкертоновщиной”. Критика “метала гром и молнии”, но справедливо ли? Если мерить “детективные” романы тем же мерилом, как великие создания Толстого, Достоевского, Тургенева, — сравнение, конечно, получится нелепое. Но разве все написанное и напечатанное — непременно поэзия? Существуют, например, ребусы, шарады, загадки, и нет причин негодовать на их бытие. Детективный роман, это — высшая форма загадки, иначе — уравнение с одним или несколькими неизвестными, которое предлагается решить читателю. В талантливых романах этого рода уравнение всегда разрешимо на основании данных, сообщенных читателю, но требует для своего решения известного изворота ума. В конце концов чтение детективных романов — то же, что решение хитрых алгебраических и геометрических задач. Пример: “Убийство на улице Морга” Эдгара По, родоначальника всех Габорио и Конан-Дойлев.