Антон Петров
февраль 2016.
1935

Все ли известные иконописцы были верующими?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Средневековое религиозное искусство исследовано почти досконально. По-другому обстоит дело с религиозным искусством Нового и Новейшего времени. Немногочисленные знания не позволяют навскидку ответить на Ваш вопрос. Если мы говорим об Отечественном искусстве, то и здесь мы сталкиваемся с некоторыми пробелами. До сих не изучены и не классифицированы иконописные школы Российской империи, сотни имен остаются неизвестны. Во многом, это связано с секуляризацией, начавшейся в XVII веке - на стыке Средних веков и Нового времени и реформами Петра I. Церковь потеряла свои власть, светское начало взяло верх. Иконы вполне могли писаться художниками, которые не были иноками или монахами, что было не возможно, скажем, в веке XV. Мы знаем много замечательных художников XIX века - начала ХХ века, которые принимали участие в храмовой росписи или писали иконы: Поленов, Врубель, Маковский, Васнецов, Кустодиев, Юон, который, кстати, был немцем. Эта активность связана с переоценкой своего исторического прошлого и началом изучения церковной археологии и большой реставрационной деятельность под руководством Прахова. Безусловно, многие из них были воспитаны в духе православной традиции, нравственные ориентиры которой лежали в основе русской культурой.В ХХ веке именно в ней увидел идею национального сплочения художник Нестеров. Но на сколько каждый из них в отдельность был верующим - сложный вопрос, возможно, не имеющий ответа. Религиозное искусство ХХ века приобрело индивидуальный характер. И сегодня вновь на волне огромных реставрационных работ я вполне могу себе представить иконописцев, которых, скорее, можно назвать мастерами.

Добавлю к ответу Саши Михалковой, что можно сказать об иконописцах до Нового времени.

Вера - сложное понятие, за которым в разное время стояли разные смыслы. Уже поэтому сложно ответить на этот вопрос ожднозначно. Мы знаем, что до определенного момента, все что касалось церкви и "творческой" или "интеллектуальной" деятельности, выполнялось церковными служащими, в том числе иконопись и роспись храма. Значит ли это, что они были верующими? Возможно, причем верующими в значении слова "вера" XVI века, в котором его употребляет Иван Семенович Пересветов в "Сказании о Магмет-салтане", точно являлись все. Под словом вера тогда понимался "обряд", т.е. верующий - соблюдающий обряды, но не обязательно "верующий" (т.е. искрене любящий и восхваляющий Бога. Подробнее о значении слова "вера" посмотрите статью Юрганова А. и Данилевского И. "Правда и Вера русского средневековья", она есть в интернете).

Необходимо также добавить, что само явление веры (в любом значении этого слова) в средневековье, как в России, так и на Западе, нам трудно себе представить. Такого уже просто нет сегодня нигде в современном мире, сейчас религиозность - это позиционирование себя в обществе. Тогда - нечто другое.

Сами иконописцы вероятно не задавались таким вопросом, их волновало другое, а именно - спасение своей бессмертной души, как и любого их современника. Как и в случае с другими занятиями (перепись книг, ухаживание за больными и пр.) иконопись являлась еще одной формой служения-спасения. В теории, рукой хорошего иконописца "управляет" сам Господь. Человек со слабой плотью (предающийся грехам), но сильным духом/умением, делающмй богоугодные дела - спасется, деяния его перевесят преступления. Возможно так представлял свою жизнь какой-нибудь иконописец.

Наконец, можно посмотреть на художественный вариант. Милорад Павич придумал в своем "Хазарском словаре" некоего Севаста Никона - Сатану-иконописца. Был ли он верующим? Сложно сказать, ведь он даже не был человеком, зато его мастерство способствовало развитию других мастеров, при том, что его настоящие росписи никто не мог увидеть, а рисовал он изначально только для себя.

Резюмируя. Иконописцы могли считать себя кем угодно и быть кем угодно, их работы от этого не потеряют своего значения в глазах многих людей. Нужно ли быть верующим, чтобы написать проникновенную икону - не известно, так как для большинства иконописцев, особенно средневековья, у нас просто нет источников. Ответ же писателя Павича - нет, вовсе не обязательно.

Максимилиан Алёшинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить