Темур Кадиров
август 2015.
2612

Какие ответы современная философия дает на вопрос о сущности времени?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
23
2 ответа
Поделиться

На мой взгляд, философия не дает и не может дать ответов на метафизические вопросы. Скорее, философия является необходимым условием возможности построения тех или иных научных моделей.

На протяжении всей интеллектуальной истории человечества было задано много вопросов, касающихся онтологии времени. В современной философии существует несколько основных точек зрения по каждому из них.

Что такое время? Это что-то реальное, существующее независимо от изменения, или только мера изменения? Субстанциональные теории времени утверждают, что время - реальная субстанция. Несмотря на то, что изменение необходимо для измерения времени, само по себе время течет всегда - оно что-то вроде "контейнера", содержащего в себе события, но существующего независимо от них. С этим не согласны реляционные теории времени. По ним, субстратом времени является изменение, и без изменения времени не существует.

Британский философ-гегельянец Джон МакТаггарт в своей статье "Нереальность времени" ("Unreality of time", 1908) пытался обосновать, внезапно, нереальность, иллюзорную природу времени с идеалистских позиций, но намного важнее для философии времени введенные им концепции "А-серий" и "Б-серий" (A-series, B-series). Это два различных метода понимания того, как события расположены во времени. Во-первых, можно определить расположение во времени согласно таким свойствам, как "в будущем", "в настоящем/сейчас" и "в прошлом" (А-свойства) - то есть, подразумевая темпоральную перспективу. Можно представить серию позиций, протяженных во времени из прошлого в будущее, по которым в будущее движется "точка наблюдателя" (либо неподвижную точку наблюдателя, вдоль которой в прошлое движется серия). Таким образом, события движутся для наблюдателя из будущего, через настоящее, и в прошлое. Это А-серии. Во-вторых, можно определить темпоральное расположение как отношение двух абсолютных темпоральных точек ("ранее, чем", "одновременно с", "позже, чем" - т.н. Б-отношения) - например, "в среду, 8 июля 2015", "после новогодних праздников 2014" и т.д. Это Б-серии. Почти все современные теории, рассматривающие время, придерживаются одной из этих позиций (А-теория или Б-теория).

Чем настоящее, прошлое и будущее отличаются друг от друга? Согласно "презентизму", объекты существуют только в настоящем - прошлое и будущее не реальны."Этернализм" утверждает, что реально существует все - настоящее, прошлое, будущее. Этерналисты считают, что если говорить о существовании объектов, то темпоральные координаты не имеют никакого значения - объекты, разделенные временем, существуют точно так же, как разделенные пространством. С этернализмом тесно связаны "4-дименсионализм" и "теория блок-вселенной". 4-дименсионализм рассматривает существующие объекты как четырехмерные, где время - что-то вроде еще одного измерения пространства (точнее, пространства-времени). Теория блок-вселенной - грубо говоря, занимается тем же самым, рассматривая время как еще одно измерение математического пространства ("Взгляды на пространство и время, которые я изложу, взошли на почве экспериментальной физики, и в этом их сила. Они радикальны. Отныне, пространство само по себе и время само по себе обречены уйти в тень, и только союз между ними сохранит понимание независимой реальности. ... Трехмерная геометрия становится главой в четырехмерной физике." - Г. Минковский, "Space and Time").

"Теория растущего блока" (или растущего прошлого) гласит, что реально настоящее и постоянно растущее прошлое, будущее же не существует и только потенциально.

Каким образом объекты обладают идентичностью во времени? "Эндурантизм" гласит, что каждый объект существует в той или иной темпоральной локации целиком и полностью, как бы "двигаясь" сквозь время. "Пердурантисты" считают, что объекты протяжены во времени точно так же, как в пространстве - каждая инстанциация объекта в тех или иных темпоральных координатах является его "темпоральной частью", а сам объект - сумма всех темпоральных частей. Образно говоря, каждый существующий объект представляет из себя четырехмерного "червяка" в пространстве-времени.

Можно заметить, что для А-теоретиков натурально характерны презентизм/теория растущего прошлого и эндурантизм, а для Б-теоретиков - этернализм и пердурантизм.

Мы поверхностно рассмотрели лишь несколько из философских вопросов, касающихся времени, и подходы к ним, поскольку это огромная тема, сильно связанная с физикой и другими науками.

Как мне кажется, один из самых интересных философских вопросов, связанных с понятием времени, состоит в том, существует ли оно само по себе. "Здравый смысл" подсказывает, что пространство и время существуют как бы всегда и независимо от вещей, но о каком "времени" можно говорить в абсолютно пустом пространстве? Более того, можно ли говорить о времени без наблюдателя? Ведь, говоря о времени, мы имеем в виду некую линию от "прошлого" через "настоящее" к "будущему", но "настоящее" представляет собой, в сущности, момент существования наблюдателя, для которого "прошлое" существует воспоминаниях, а "будущее" - в планах, ожиданиях, прогнозах.

Известно также, что понятие времени конструируется культурно и не является необходимым для описания реальности. Так, индейцы племени амондава, с которым исследователи впервые познакомились в 1980-х годах, вообще не имеют понятия об абстрактном "времени" и соответствующих слов в своём языке.

В философии в классической форме этот вопрос был сформулирован Кантом, который называл пространство и время "априорными формами чувственности", то есть существующими до опыта "шаблонами", с помощью которых работает наше восприятие. Иными словами, в философии Канта и последующих философов, развивавших его идеи, пространство и время не существуют "объективно", а являются лишь способом нашего восприятия, инструментом, с помощью которого человеческое сознание структурирует хаотичный набор отдельных стимулов, доставляемых органами чувств.

Ответить