Егор Журавлев
декабрь 2016.
5021

Как научиться выходить за рамки и мыслить шире?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
16
4 ответа
Поделиться

Задавать себе вопросы. 
Не важно какого характера, философского, научного, социального. Просто старайтесь осознать все, что происходит вокруг вас. Попробуйте уделять двадцать минут перед сном, чтобы обдумать вопросы, которые накопились за весь день. И каждый раз, отвечая на них, вы будете находить что-то более сложное и интересное вокруг. И так же решать это. Так развивается личность и ваша способность мыслить.

15
-1
Прокомментировать

В первую очередь нужно понять, что вся окружающая нас реальность — это крайне субъективная штука. Мироощущение каждого человеческого индивида совершенно уникально. Именно различия в мышлении людей делают общество разнообразным и двигают вперед его развитие (Вы только представьте себе, насколько скучной и однообразной была бы планета, где все думают одинаково).

Корни "рамочного мышления" восходят к нежеланию понять, что наши взгляды — это только наши взгляды, а не истина в последней инстанции. Вокруг нас миллионы других людей, которые тоже воспринимают этот мир, но совершенно по-другому, как бы это странно ни звучало. Поэтому увидеть другое мнение, признать его право на жизнь и понять, что оно не менее и не более истинно, чем собственно ваше, необходимо, если хотите научиться мыслить шире.

4
-1
Прокомментировать

Для начала предлагаю разобраться в том, что создает рамки и почему вообще наше мышление "обрамляется". 

В психологии для этого есть особый термин – "когнитивные искажения".

Приведу несколько экспериментов которые позволяют понять что такое обрамление мышления, за счет когнитивного искжаения "эффект привязки"

  1. Студентов попросили вспомнить три последние цифры номера своего телефона и после этого спросили, когда готы захватили Рим (правильный ответ — 410 год н. э.). При этом студенты с бо́льшими последними цифрами стабильно называли более позднюю дату, чем студенты с меньшими
  2. В другом эксперименте с двумя группами студентов необходимо было за пять секунд оценить произведение 8 × 7 × 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1 и произведение 1 × 2 × 3 × 4 × 5 × 6 × 7 × 8. При правильном ответе 40320 медиана результатов в первой группе была 2250, а во второй — 512. Те кто начинали считать с большего числа – дали в ответе большее число
  3. Испытуемые в двух группах должны были оценить долю африканских стран в ООН. В первой группе задавался вопрос «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65 %?», во второй — аналогичный вопрос, но с 10 % в качестве «якоря». Числа 65 и 10 были получены в присутствии испытуемых при помощи рулетки с градациями от 0 до 100. В результате оценки в первой группе были значительно выше, чем во второй (медианы 45 и 25 соответственно).

Само по себе понимание и знание когнитивных искажений позволяет подлавливать себя на них, немного компенсировать их и уметь смотреть с другой стороны, а значит мыслить шире.

Можете ознакомиться с огромнейшим списком на википедии по ссылке: ru.wikipedia.org

Приведу здесь некоторые из них:

  • Эффект фрейминга — наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Вопрос сам по себе – уже влияет на ответ. 

  • Селективное восприятие — склонность людей уделять внимание тем элементам окружения, которые согласуются с их ожиданиями, и игнорировать остальное. 

  • Каскад доступной информации — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе 

  • Генерализация частных случаев - безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности.

  • Ошибка выжившего — склонность недооценивать недоступные прямому наблюдению данные по группе «погибших».

  • Эффект знания задним числом — иногда называется «Я так и знал, что так будет» (как вариант — «А ведь я говорила…») — склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Так же, рекомендую прочитать книгу Ричарда Ниссбета "Мозгоускорители", а так же Дэниэла Канемана (нобелевский лауреат) "Думай медленно. Решай быстро"

Ярослав Исайкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1

Замечательный ответ, жаль только что он не имеет отношения к вопросу :)

+4
Ответить
Прокомментировать

Не технология, желание которой звучит в вопросе, но методология: 

  1. "Теоретически" (через научение) осознать наличие таких рамок, их имплицированность в "материю" жизни. Увидеть их многообразие и противоречивую связность. 

  2. "Этически" принять необходимость таких рамок для большинства ситуаций своей повседневной жизни. 

  3. Практически научиться не только жить "в рамках" (куда же без этого), но и посредством рамок; не нарушая их, извлекать доступную пользу от их использования. Ухитриться при этом не впасть в утилитаризм и двуличие. 

  4. Осознать условность и границы применимости таких рамок через анализ собственного опыта (успехов и неудач). Выйти из зоны комфорта, практиковать жизнь "на границе" (не обязательно жизнью маргинала) применительно к ситуациям, требующим нетривиальных решений и действий.

  5. Ухитриться, выходя "за рамки" и "из себя" таким образом, не "захлопнуть дверь", сохранить способность свободного движения "туда" и "оттуда".

  6. Сохранить интерес и уважение к жизни (своей ли, чужой ли) в которой рамки есть; не потерять удовольствия (не привыкнуть) от опыта сознательного ли, практического ли преодоления рамок. 

А начать с простого: например, осознать рамки языка; знать и пользоваться его возможностями грамотно; учиться не просто выражать через язык свое желание получить какое-то знание (информацию), но задавать вопросы на языке тех, кто это знание имеет... 

Успехов! 😉

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью