Артем Соловово
декабрь 2016.
2894

Учитывая что греки любили раздеваться, соревноваться голыми, раздевались ли женщины? Был ли свободный секс?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Хех) Раздеваться-то они иногда, конечно, раздевались. Но в основном гораздо реже. Мир мужчин и мир женщин в Древней Греции - это были два разных полюса. Ближе всего положение женщин у греков было к тому что сейчас у индуистов, и в мусульманских (умеренных) странах. Хотя здесь было множество исключений и особых случаев.

У обычной женщины из более-менее уважаемой семьи главные предназначения в жизни были: выйти замуж; родить детей; заниматься домашним хозяйством. После замужества им полагалось находиться на женской половине жилища. В случае прихода гостей (а гости к мужу были, соответственно, одни мужчины) она оттуда не должна была показываться. Воспринимая жен как вид собственности, мужчины зорко следили за тем, чтобы никакой захожий другой самец к ним не заглянул, и охраняли в четырёх стенах огромными молосскими догами. На улицу уважаемой женщине полагалось выходить в чьём-то сопровождении. Понятное дело, что среди домохозяек не могло проводиться никаких соревнований. Тогда можно заключить, что их тела очень скоро становились рыхлыми, дряблыми, со множеством растяжек после многочисленных родов (как у современных индийских замужних женщин - в сети можно посмотреть примеры, набрав "naked bhabhi"). Раздевались они, таким образом, в ванной, во время сна, и во время ещё кой-чего...

Видимо, чуть больше наготы позволяли себе гетеры. Это не совсем, как известно, проститутки. А, так сказать, любимые на некоторый срок, за щедрое вознаграждение. Они могли иметь некоторое образование, чтобы с ними было приятно беседовать мужчинам. Уже одна история с Фриной говорит о том, что раздеться-таки ей пришлось. Но не будучи замужней женщиной, ей всё простили.

Зато танцовщицы и акробатки из Фессалии, выступая для развлечения на пирах и торжествах, чаще всего плясали как раз полностью голышом. О чём можно увидеть из изображений на краснофигурных кратерах, а также прочесть в ряде источников. Потом же они, как правило, были доступны и для большего.

Спорным является вопрос о женской обнажёнке в Спарте. Там женщины принимали участие в спортивных состязаниях. Сами спартанцы писать не любили, поэтому все сведения - из внешних источников, зачастую пропагандистского или тенденциозного характера. Самая крайняя точка зрения, это то что повседенвной одеждой у спартанок был очень короткий хитон с разрезами, за что они получили известное прозвище "голожопые". Во время соревнований же они якобы были совсем без одежды. Более умеренные исследователи считают, что упомянутый хитон как раз был одеждой для соревнований; но всё равно, чем-то крайне неприличным с точки зрения жителей остальной страны. Надо понимать, что на сами Олимпийские игры спартанскому женскому полу был путь заказан, и видеть спортсменок могли лишь сами спартанцы, и их немногочисленные гости.

Есть и ещё неясности насчёт спорта. Женщинам на ОИ находиться запрещалось. Это было чревато смертной казнью. Но есть упоминания, что туда разрешался доступ незамужним девушкам. Таким образом, то, что атлеты соревновались обнажёнными, здесь не является причиной запрета. Может быть, считалось, наоборот, полезным разогреть энтузиазм будущих жён. Это если их действительно туда пускали. Но замужним - не фиг на чужие причиндалы пялиться.

Стоит отметить: раздеваться среди мужчин можно было гораздо чаще, но отнюдь не везде. По улице так ходить не было в порядке вещей. Одежда сбрасывалась в обстановке, когда была не нужна: в помещении, где жарко; в гимнасиях (тут само слово происходит от "обнажённый"); на спортивных состязаниях; в бане; при купаниях; на охоте; при выполнении сельскохозяйственных, и других работ. Судя по изображениям, существовала практика идти в бой в соответствующем виде. Вероятно, это имело вначале некий мистичский ритуальный смысл, а потом вошло в привычку.

Вообще, были свои заморочки и насчёт мужской наготы. Мужчина мог на "симпосиях" (по сути, дружеских пирушках, где только сильный пол) открыто сбросить одежду; но, будучи одетым, вызывающим было (штанов греки не знали)  так расположить подол, чтобы виднелось... Крайне неприличным было обнажение головки. Наоборот, она иногда завязывалась, на всякий пожарный, ниткой; а то и привязывалась к животу - практика была распространена среди спортсменов. Уже во времена эллинизма, когда древняя Иудея оказалось под соответствующим правлением и влиянием, еврейские юноши пробовали (об этом упомянуто в одной из Неканонических книг) принять участие в спортивных состязаниях. Их подняли на смех. Думаю, большинство поймёт, о чём речь.

В гимнасиях были свои заморочки:

А в гимнасии, сидя на солнце, в песке, чинно-важно вытягивать ноги Полагалось ребятам, чтобы глазу зевак срамоты не открыть непристойно. А вставали, и след свой тотчас же в песке заметали, чтоб взглядам влюбленных Очертание прелестей юных своих на нечистыйсоблазн не оставить. В дни минувшие маслом пониже пупа ни один себя мальчик не мазал, И курчавилась шерстка меж бедер у них, словно первый пушок на гранате, [перевод А. Пиотровского] - из книги "Г.Лихт. Сексуальная жизнь в Древней Греции".

Свободной любви в нашем понимании в древней Элладе не было. Т.е., когда мальчики и девочки имеют свободные отношения; меняют партнёров по своему усмотрению, могут жить несколько человек вместе и т.д.

Обратной стороной того, что греческое общество было целиком ориентировано на мужчин, и они в основном общались в своём замкнутом кругу, была очень широкая распространённость гомосексуализма. Причём, как правило, не между двумя взрослыми мужиками (но в Фивах и это, см. "Священный отряд"), а в виде любви к мальчикам.

Жену древнегреческий мужчина использовал для размножения. А за его любовь соревновались эфебы (подростки) и гетеры. Сам этот мужчина мог в более раннем возрасте использоваться как эфеб, и слишком позорным это не считалось, хотя и не приветствовалось обсуждать вслух. Про знаменитого Алквиада говорят, что: "Диоген Лаэрций говорил, что в юности Алкивиад отнимал у жен мужей, а когда вырос — у мужей жен. Комедиограф Ферекрат имел в виду то же самое, когда писал: «Алкивиад, прежде не бывший мужем, стал ныне мужем всех жен» ("Г.Лихт. Сексуальная жизнь в Древней Греции").

Традиция обнажаться постепенно сходит на нет во времена эллинизма. У римлян же и вовсе даже спать ложиться было нормальным в набедренных повязках, и надетых сверху туниках. Правда, они переняли эстетику греков в искусстве. И там изображать без одежды было нормальным. Но не значит, что находиться так в реальной повседневной жизни.

Да, в древнегреческой скульптуре особенно бросается в глаза различие к обнажёнке у мужчин и женщин. Боги и герои там спокойно светят своими гениталиями. Женские статуи в основном полуобнажены, где спадающая материя прикрывает исконное место; или же сами прикрываются руками.

29
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью