Лана Гоготишвили
9 сентября 23:18.
68300

Почему женщинам в период менструации нельзя заходить в церковь?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
33
11 ответов
Поделиться

В церковь заходить можно. Нельзя участвовать в Таинстве Евхаристии — и не принято прикасаться к иконам. Почему? По канонам (каноны — это внутренние церковные правила, юридические нормы, касающиеся самых разных вопросов: соблюдение Великого поста, семейное положение священников и так далее). Возможно, это просто пережиток ветхозаветных иудейских правил, согласно которым соприкосновение с кровью оскверняет человека. Эти правила, в свою очередь, связаны с архетипическими представлениями о мистической связи между кровью и смертью (и жизнью).

Кроме того, существует определенного рода символизм: при совершении Таинства Тела и Крови Христа (Евхаристии) в храме неуместна никакая кровь в принципе. Например, если священник в алтаре порежет палец, он должен выйти и остановить кровотечение. Впрочем, строго это касается только алтаря, и вот это, кстати, основная причина, почему женщина не может быть священником — но это уже совсем другая история.

Вернемся к основному вопросу. Скорее всего, эта явно дохристианская и нелогичная в рамках христианского богословия, отрицающего практически все ветхозаветные ритуальные запреты (например, нечистой пищи для христиан не существует; никаких норм, касающихся материала для одежды, в христианстве тоже нет) норма прижилась по совершенно естественной причине. В те времена, когда составлялись каноны, в обществе были большие проблемы с элементарной гигиеной. На Руси, например, женщины в периоды менструации стояли в притворе (у входа в храм), и полы просто покрывались соломой — чтобы кровь стекала. В Византии ситуация была ненамного «чище». А поскольку Евхаристия как соединение с Христом через Его Тело и Кровь — самое главное Таинство Церкви, то во время богослужения, на котором оно совершалось, старались поддерживать более или менее идеальную чистоту.

На сегодняшний день этот запрет имеет больше историческое значение. Многие богословы ломают в наше время копья, можно ли его отменить, но в Церкви вообще не слишком любят менять какие-то внутренние правила, если они совсем уж не мешают.

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
222

а как же у Павла; все, кроме "удавленины и идоложертвенного".Все же этот запрет можно счесть "нечистой пищей".

0
Ответить

Удавленина - это пища с кровью как раз. А идоложертвенное - тут вопрос не в нечистоте, а в участии в языческой жертве. Так-то идоложертвенное ничто.

+8
Ответить

Скажите,пожалуйста,а вот если не проготовилось мясо,а ты это поздно понял,то такое мясо считается удавлиной? Оно ж типа бифштекс с кровью? Или имеется в виду именно вот свежее,парное мясо в крови?

+4
Ответить
Ещё 20 комментариев

Монахинь этот канон так же касается?

+2
Ответить

Вы правильно подметили, что это пережиток. Технически человек соприкасается с кровью каждый день. Со своей, которая у него всегда внутри. Ну или у него могут быть частые кровотечения из носа из-за высокого давления. 

+3
Ответить

а кто станет проверять, кровит ли женщина?


+10
Ответить

Евгения, вы могли бы сослаться на конкретные каноны?

+2
Ответить

Думаю, лучше, если я пришлю ссылку, в которой есть ссылки на все каноны по этому поводу. :) 

+2
Ответить

Интересно отметить, что на основании одного и того же текста инокиня Васса приходит к противоположному вашему выводу. «Речь скорее идет об уничижении [нашей церковной практикой] Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа и его спасительных последствий». Я бы предложил все-таки доверять мудрости человека, который потрудился написать такой хороший обзор.

-1
Ответить

Вопрос был о практике, а не о логике и богословии. Так что выводов я никаких не делала, просто описывала, как дело обстоит. Сестра Васса  умнейший человек, но она как раз говорит о том, что практику надо менять. А вот вопроса об изменении практики никто не задавал.  

+8
Ответить

Дорогая Евгения, каноны в равной степени запрещают лечение от иудеев. Дай Бог вам мудрости в той избирательности, которая позволяет отделить актуальную церковную практику от устаревшей.

0
Ответить

За мудрость свою ничего не скажу, а вот знания, слава Богу, уже есть. В каноническом праве важна не столько буква, сколько рецепция. Канон о запрете лечения и мытья в бане с иудеями не действует и не действовал никогда. Может, в Византии он и соблюдался, хотя сомневаюсь, но в более позднее время евреев среди врачей было столько, что вопрос об отказе лечения у них редко поднимался даже в самых антисемитских слоях общества.

Каноны же о крови в храме соблюдались и соблюдаются по сей день. В алтаре соблюдаются более или менее строго (порежется священник - выйдет за пластырем), в храме в целом сохранилось только то, о чем мы тут говорим. 

+3
Ответить

Евгения, только в этом вопросе приведены мнения двух уважаемых людей, о том, что и церковная практика, и массовая рецепция по данной проблеме противоречит христианскому богословию и рецепции по другим аналогичным канонам. Вы выбрали путь следования массовому «заблуждению», хотя в других вопросах проявляете добрую либеральность и прогрессивность (платочки в храме). Окей.

-4
Ответить

Михаил, не надо меня троллить. :) Про противоречия я написала гораздо раньше Вас. То, что Вы это не прочитали (в первом же моем ответе, кстати) - не моя проблема, честно говоря. Но меня спросили о практике - я ответила о практике. Аминь и Богу слава. :) 

+9
Ответить

Евгения, есть очень интересная и горячо любимая мною категория экспертов. Они не задают вопросы сами и не подписываются на вопросы, на которые сами уже ответили. Не знаю даже, с чем это может быть связано. Возможно, они действительно считают себя экспертами с большой буквы и в последней инстанции и к чужому мнению относятся с холодком. По мне так любая цивилизованная дискуссия без взаимных оскорблений допустима. Это ли не признак цивилизованного человека — возможность вести цивилизованную дискуссию?

Итак, исходный вопрос: почему нельзя в храм во время менструации. Как любит говорить Андрей, действительно, а почему нельзя? Почему вы решили, что нельзя? Оказывается, есть каноны, которые запрещают причащаться в период кровотечения. Эти каноны народная рецепция (мы это видим из самого вопроса) превратила в невозможность ходить в храм. И можно ведь понять людей. Вряд ли вы будете спорить с тем, что есть высшая цель нашего участия в литургии, и эта цель не в том, чтобы стоять скромно в уголке и молиться, при этом считая себя ущербным по причине естественного физического состояния. Но, оказывается, дело не только в канонах, но и в этой самой общественной рецепции. Например, каноны, которые не получили общественного признания, можно не соблюдать. Это все очень интересно. В сухом же остатке, мне кажется, что ответ на вопрос, почему нельзя ходить в храм в период менструации, может быть и несколько иным. И этот ответ важен с чисто практической точки зрения. Дело в том, что порой человек, который задаётся таким вопросом, на самом деле ищет ещё одну причину, чтобы в храм не прийти. Семья, работа, здоровый сон, здоровое питание, усталость, поездки в магазины — все это причины не ходить в храм. Христос призывает нас к общению, современный же мир даёт нам миллион причин, чтобы отказаться от участия в пире. Станем ли добавлять к ним ещё одну? Мне больше по душе такой оттенок вашего ответа, в котором говорится о том, что многие видные богословы призывают нас приходить ко Христу даже в период истечения крови. Понимаете, удерживает нас народная рецепция канонов, а призывают живые умные люди, на которых вы сами же и ссылаетесь.

-2
Ответить

Я не слгласна с Вами Евгения. Женщине в критические дни нельзя входить в храм. Так как она считается не чистой и оскверняет своис присутствием. А в алтарь, женщина не имеет права входить ни когда.

По поводу запретов в пище. Они так же существуют. Если мусульманинам нельзя есть свинину, то нам, христианам не положено есть мясо лошади. тоесть мы можем употреблять в пищу лишь мясо парнокопытных.

-24
Ответить

Ангелина, никаких запретов на жеребятину нет - это миф, связанный с татаро-монгольским игом (у них лошадь была священным животным и его ели из ритуальных соображений). :) Ну и про нечистоту - честно говоря, больше доверяю Патриарху Сербскому Павлу. С праздником!

+11
Ответить

   Я скажу только одно: не знаете Библию, на которой пытаетесь всех поучать. Там же чётко вот прям для Вас сказано: ВСЁ Писание вдохновлено Богом и полезно для наставления, и т. д. Как Вы можете говорить людям, которым должны нести Божий свет, что есть какие-то пережитки иудейские? Вы отдаёте себе отчёт, что являясь христианкой, отменяете Ветхий Завет и тянете за собой людей? Это отступничество. Вот и во всём православии у вас так. Уф.

-17
Ответить

А ещё сказано, что Христос отменил ветхозаветные установления.

+9
Ответить

Отменялось жертвоприношение и сохранение "Израиля по крови", заключался Новый завет с духовным Израилем. Жертвоприношения и субботы были отменены. Правил гигиены и например осуждение прелюбодейства никто не отменял. 

-6
Ответить

Правила гигиены? Продолжаете ходить с совочком и выгоняете за пределы населенного пункта инфекционных больных, бросая их без помощи? 

Прелюбодейство относится к заповедям нравственным, которые, напротив, устрожились. Упразднено то, что относилось к ритуалу, к понятиям чистоты-нечистоты, а не к отношениям с Богом и ближними. 

Странно, что христианину надо объяснять такие вещи. 

+13
Ответить

церковь просто не хочет принимать людей такими, какие они есть, фуууу, зашквар, омерзительны вы мне

-4
Ответить

Насчёт  "нельзя прикасаться к иконам" спорный момент. Мы же нательный крест с себя не снимаем на время месячных. А это главная святыня для христианина. Об этом еще покойный о. Даниил Сысоев говорил.

+1
Ответить
Прокомментировать

Мне кажется, что это правило пришло из иудаизма. Это называется закон Ниды. Женщина с кровотечением в иудаизме считается нечистой и не имеет права входить в синагогу. Более того, в эти дни она даже к мужу не имеет права прикасаться, супружеская Кровать раздвигается и муж не имеет права брать что либо из рук ее. После окончания кровотечения женщина должна отсчитать семь чистых дней и окунуться в микву (специальный резервуар для омовения). После этого она снова считается чистой

30

Какой сексисткий бог, ты гляди-ка. Сам создал, сам и не пускает, сам и унижает

+39
Ответить

Согласна. Религия это вообще сексизм. Везде женщины грязные блин. Из-за физиологии. Которая по их вере дана Богом. Логику в жопу. 

Зато небритый и немытый мужик всегда чист 

+29
Ответить
Прокомментировать

Это следствие  изначальной, не подлежащей обсуждению, греховности Евы. Удивительно одно: сколько чистейших представителей мужского пола вышло из нечистого лона...

13

"сколько чистейших представителей мужского пола вышло из нечистого лона"

Ммм. Все.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 8 ответов
Ответить