Пахом Епифанцев
декабрь 2016.
1864

"Хорошо темперированный" - это какой?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

"Хорошо темперированный" - это использующий новую (для того времени, общепринятую сейчас) схему "темперации", то есть изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов музыкального строя, отклоняющее их от акустически чистых интервалов. Производится для расширения возможностей музыкальных инструментов с фиксированным строем; главным образом, для обеспечения транспозиции (в том числе, для большего акустического благозвучия ансамблевой игры) и модуляции (как средства развёртывания тонального лада). Темперацией также называется темперированный (то есть полученный в результате темперации) строй.

Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (орган, клавесин, арфа и т.д.). Потребность в темперации возникла в XVI—XVIII вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагорейском и чистом строях имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками: не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие мажорно-минорной тональности: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности.  В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы. От этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы (все кварты, все полутоны и т.д.) стали одинаковыми по величине.

Появившись, новая схема темперации привлекла И.С.Баха, который стал ее приверженцем, и для демонстрации ее возможностей, он написал серию музыкальных произведений (прелюдий и фуг) во всех музыкальных тональностях по очереди (что было невозможно для других схем темперации и для натуральных звукорядов). Так что, в каком-то смысле, "ХТК" ("Хорошо темперированный клавир") - это "демо" новой музыкальной темперационной системы.
Впрочем, существует мнение, что Бах писал не для равномерно темперированного строя, используемого сегодня, а для его предшественника, который как раз и назывался "хорошо темперированным". Различия между ними были сравнительно незначительными, что позволило играть произведения "хорошо темперированного" строя в "равномерно-темперированном".

8
0

Какие у нас, однако, инженеры...))

0
Ответить

Широкого кругозора :)
На самом деле здесь две трети - копипаста из Википедии. Все равно никто не ходит читать википедию, прежде чем задать вопрос, вот и приходится сюда оттуда статьи перегонять.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью