Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Октавиан Август завещал не расширять границы Римской империи?

ИсторияИскусство и культураНаука
Hàbeat Sibi
  · 1,6 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 7 дек 2016  ·
dies_civilis

Начнем, конечно, с источников. О том, что Август советовал держаться в пределах существующих границ, сообщает Тацит, который подчеркивает: «неясно [чем был движим Август] – страхом или ревностью» (Tac., Ann., I, 11, 7). В целом, Тацит уже дал ответ на Ваш вопрос, так как здесь обозначены причины как субъективного, так и объективного характера. Во-первых, сам Август в конце своего правления испытал определенные сложности, связанные со стабильностью в провинциях и на границах. В 6–9 годов н. э. прогремело Иллирийское восстание, которое произвело столь мощное впечатление, что сам Август в сенате публично заявил о необходимости принятия мер – в противном случае, мол, противник будет у ворот Рима через десять дней. Стоит вспомнить и катастрофу в Тевтобургском лесу, которая поразила и самого Августа (так что он даже отпустил волосы, перестал бриться и бился головой о притолоку), и весь римский народ: погибли XVII, XVIII и XIX легионы. Анней Флор писал по этому поводу: «... империя, которая не остановилась перед побережьем Океана, теперь встала на берегу Рена» (Epit., II, 30, 39).

По поводу внешней политики Августа стоит прочесть:
Геров Б. К вопросу включения рабов в римское войско при Августе // «Античное общество» (Труды конференции по изучению античности). М. 1967. С. 23–28.
Машкин Н.А. Внешняя политика Августа // Он же. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.-Л. 1949. С. 513–535.
Парфенов В.Н. Крушение иллюзий // Он же. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика. СПб. 2001. С. 147–208.

Во-вторых, стоит иметь в виду характер Октавиана. Он в общем не был большим полководцем, тем более что перед ним стояла куда более важная задача : управлять тем, что уже было приобретено. В этом смысле показательны два анекдота. Цезарь в свое время, в возрасте тридцати с чем-то лет, страшно переживал, что к этим годам Александр покорил многие страны. Октавиан же, услышав то же самое про Александра, удивился, что Александр больше стремился к приобретению, чем к разумному управлению тем, что уже было приобретено (Plut., Reg. et. imp. apophth., 207 d). Этим многое сказано.