Современные историки авиации, которые работали как в российских, так и в немецких военных архивах, делают вывод, что на один сбитый немецкий самолет советская авиация в разные годы Великой Отечественной войны теряла в среднем до 8 своих самолетов. Этому есть несколько объективных причин:
Подготовка советского военного летного состава была ограничена прежде всего материальным фактором. Главными "летающими партами" советских летчиков были самолеты Поликарпова У-2 и Яковлева УТ-1 и УТ-2. Как правило, объем налета на них у будущих летчиков перед поступлением в военную часть составлял около 40 часов. По действовавшей тогда концепции строительства ВВС, основную боевую подготовку летчики должны были проходить уже на месте службы.
В РККА ВВС были родом войск, приданным сухопутным силам. Из-за этого в первую половину Великой Отечественной войны военная авиация зачастую "размазывалась" по всем фронтам и направлениям. Это не давало сконцентрировать ее для нанесения сильных ударов и использовать для завоевания господства в воздухе. Лишь со второй половины войны в РККА стали формироваться воздушные армии, предназначенные для выполнения стратегических задач.
Конструкция немецких самолетов была цельнометаллической. Поэтому и в своей боевой статистике потерь немцы указывали на сколько процентов поврежден самолет. При возможности немцы восстанавливали все свои самолеты, поврежденные менее, чем на 60%.
Как и следовало ожидать, основной ударной силой люфтваффе были пикирующие бомбардировщики Ju-87, а также бомбардировщики Ju-88, He-111 и Do-215, сопровождаемые массами истребителей. Технические данные немецких машин были таковы, что бомбардировщики несли на себе 6-8 крупнокалиберных пулеметов, защищающих их со всех сторон. Сбить "хейнкель" считалось как подвигом, так и большой удачей.
Советские фронтовые бомбардировщики Пе-2 значительно уступали тому же Ju-88. А отсутствие качественной радиосвязи и подготовки штурманов, слетанности экипажей в начале войны еще более усугубляло ситуацию.
Основным советским боевым самолетом стал штурмовик Ил-2. Он стал самым массовым военным самолетом в истории. За всю войну его было выпущено 36 тыс штук. Несмотря на название "летающий танк", несущий корпус из брони переменной толщины 4-6 мм прикрывал двигатель и кабину летчика. В основном Ил-2 состоял из все тех же хромансилевых труб и дерева. Мощность двигателя АМ-38 была ограничена, поэтому штурмовик изначально создавался одноместным. Именно поэтому Ил-2 в течение первой половины войны был легкой и главной добычей для немецких истребителей. К тому же, тактика использования штурмовой авиации и взаимодействие с истребителями в ВВС РККА к тому моменту еще не были отработаны.
Полковые ремонтные бригады собственными силами переделывали Ил-2 в двухместные, сооружая импровизированное место для бортового стрелка с крупнокалиберным пулеметом УБ или БС. Сам стрелок не был защищен от вражеского огня броневыми листами. С 1943 г стал выпускаться заводской двухместный вариант Ил-2 с более мощным мотором АМ-38Ф. В связи с этим и с накоплением опыта военных действий советскими летчиками сократились и потери штурмовой авиации.
Зачастую именно этот последний пункт делают главной причиной высоких потерь советской авиации. На деле же в начале войны советские летчики, имевшие слетанность, необходимый боевой опыт и энергичное умелое руководство, могли не только драться на равных, но и побеждать немецких летчиков, сражаясь на морально устаревших истребителях И-16.
Так же стоит отметить, что у нас и у немцев были разные пиоритеты. например, при охране конвоя для советских лётчиков главным было сохранить конвой, а для немцев -- сбить врага. Это активно использовалась нашими истребителями -- пара отвлекает на себя охрану, а далее остальные расстреливают конвой.
Уничтоженные наземные цели в счёт не шли. Бомберы -- не помню.
Так не только у советских. Почему-то у лучших лётчиков всех остальных воевавших стран - от Франции до Японии - показатели, плюс-минус, примерно как у Кожедуба: несколько десятков. А у немцев - в несколько раз больше...
Извините, вопросы в такой ситуации возникают, в первую очередь, к немецкой статистике.
Что не так с немецкой статистикой?
Да и со счётом сбитых у того же хартмана, к примеру не все так гладко. Скорее всего приписками занимались в целях пропаганды
Много уже написано, но добавлю ещё один существенный момент - эти результаты вызывают большие сомнения в своей правдивости, с обеих сторон. Если сопоставить количество сбитый и произведённых самолётов, разница будет в несколько раз.
Короче, дело в банальной пропаганде.