Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему у советских летчиков-истребителей были такие скромные результаты в сравнении с немецкими?

64 победы Ивана Кожедуба, против 352 побед у Эриха Хартманна

ОбществоИстория+6
Эдик Вьюшков
  · 241,1 K
Журналист, историк по образованию. Интересуюсь политикой, историей искусства, оружия и...  · 5 апр 2021

Современные историки авиации, которые работали как в российских, так и в немецких военных архивах, делают вывод, что на один сбитый немецкий самолет советская авиация в разные годы Великой Отечественной войны теряла в среднем до 8 своих самолетов. Этому есть несколько объективных причин:

  1. Прежде всего стоит отметить, разницу в качестве индивидуальной подготовки летного состава Люфтваффе и ВВС РККА. Примерно до 1942 года немецкий летчик перед зачислением в военную часть имел налет на том военном самолете, не котором ему предстояло воевать примерно 400 часов. Со второй половины войны количество этих часов налета стало сокращаться и дошло до 200. Кроме того, на истребители-бомбардировщики FW-190, предназначенные для штурмовки советских позиций, стали сажать летчиков, проходивших обучение для бомбардировочной авиации. Видимо, поэтому FW-190 считавшийся среди английских и американских летчиков самым опасным противником на Западном фронте, на Восточном фронте такой славы не снискал.

Подготовка советского военного летного состава была ограничена прежде всего материальным фактором. Главными "летающими партами" советских летчиков были самолеты Поликарпова У-2 и Яковлева УТ-1 и УТ-2. Как правило, объем налета на них у будущих летчиков перед поступлением в военную часть составлял около 40 часов. По действовавшей тогда концепции строительства ВВС, основную боевую подготовку летчики должны были проходить уже на месте службы.

  1. Организация Люфтваффе и ВВС РККА также сильно отличались. К 1941 г. Люфтваффе были самостоятельным видом вооруженных сил с единым самостоятельным командованием. Это позволяло проводить крупные стратегические операции с концентрацией сил на определенных значимых направлениях, добиваясь полного превосходства над противником в воздухе и на земле.

В РККА ВВС были родом войск, приданным сухопутным силам. Из-за этого в первую половину Великой Отечественной войны военная авиация зачастую "размазывалась" по всем фронтам и направлениям. Это не давало сконцентрировать ее для нанесения сильных ударов и использовать для завоевания господства в воздухе. Лишь со второй половины войны в РККА стали формироваться воздушные армии, предназначенные для выполнения стратегических задач.

  1. В 1940 году при объявлении конкурса на новые боевые машины для ВВС РККА всем конструкторам была поставлена одинаковые требования. Корпуса новых самолетов должны были изготовляться из дешевых и доступных материалов - хромансилевые трубы в качестве каркаса, дерево, ткань и минимум алюминия. Как и танки, самолеты в первую очередь виделись носителем для оружия и расходным материалом. Нередко поврежденные самолеты разных типов не восстанавливали, а разбирали на запчасти.

Конструкция немецких самолетов была цельнометаллической. Поэтому и в своей боевой статистике потерь немцы указывали на сколько процентов поврежден самолет. При возможности немцы восстанавливали все свои самолеты, поврежденные менее, чем на 60%.

  1. Исходя из вышесказанного, разная была и концепция использования боевой авиации у люфтваффе и у РККА.

Как и следовало ожидать, основной ударной силой люфтваффе были пикирующие бомбардировщики Ju-87, а также бомбардировщики Ju-88, He-111 и Do-215, сопровождаемые массами истребителей. Технические данные немецких машин были таковы, что бомбардировщики несли на себе 6-8 крупнокалиберных пулеметов, защищающих их со всех сторон. Сбить "хейнкель" считалось как подвигом, так и большой удачей.

Советские фронтовые бомбардировщики Пе-2 значительно уступали тому же Ju-88. А отсутствие качественной радиосвязи и подготовки штурманов, слетанности экипажей в начале войны еще более усугубляло ситуацию.

Основным советским боевым самолетом стал штурмовик Ил-2. Он стал самым массовым военным самолетом в истории. За всю войну его было выпущено 36 тыс штук. Несмотря на название "летающий танк", несущий корпус из брони переменной толщины 4-6 мм прикрывал двигатель и кабину летчика. В основном Ил-2 состоял из все тех же хромансилевых труб и дерева. Мощность двигателя АМ-38 была ограничена, поэтому штурмовик изначально создавался одноместным. Именно поэтому Ил-2 в течение первой половины войны был легкой и главной добычей для немецких истребителей. К тому же, тактика использования штурмовой авиации и взаимодействие с истребителями в ВВС РККА к тому моменту еще не были отработаны.

Полковые ремонтные бригады собственными силами переделывали Ил-2 в двухместные, сооружая импровизированное место для бортового стрелка с крупнокалиберным пулеметом УБ или БС. Сам стрелок не был защищен от вражеского огня броневыми листами. С 1943 г стал выпускаться заводской двухместный вариант Ил-2 с более мощным мотором АМ-38Ф. В связи с этим и с накоплением опыта военных действий советскими летчиками сократились и потери штурмовой авиации.

  1. Советские боевые самолеты по своим техническим характеристикам уступали немецким на протяжении всей войны, и так и не смогли превзойти вражеские машины. Связано это прежде всего с тем, что Германия техническом отношении находилась на более высокой ступени развития, чем СССР. Причина этого в более долгой истории развития промышленности и рабочего класса. Если в 1941 г на немецких заводах работали потомственные рабочие, имевшие соответствующий уровень технического образования, то на советских заводах во время войны у станков стояли вчерашние крестьяне или бывшие школьники, окончившие 7 классов и фабрично-заводское училище.

Зачастую именно этот последний пункт делают главной причиной высоких потерь советской авиации. На деле же в начале войны советские летчики, имевшие слетанность, необходимый боевой опыт и энергичное умелое руководство, могли не только драться на равных, но и побеждать немецких летчиков, сражаясь на морально устаревших истребителях И-16.

  1. Напоследок стоит вспомнить где же закончилась Великая Отечественная война. Сотенные счета немецких летчиков-асов говорят лишь о том, что кому-то был дан карт-бланш на то, чтобы заниматься свободной охотой, которая никак не влияла на общее положение дел на фронте, а кому-то приходилось тянуть общую строевую лямку в тени "белокурых бестий".
Матчасть плохо раскрыта. Немцы имели уберваффе в виде автоматических пушек 20+мм с мощной фугасной начинкой... Читать дальше
Юрист по корпоративному праву, историк - любитель.  · 1 окт 2020
1. Лучшая подготовка у немцев. И большой опыт. 2. лучшая техника. 3. большее количество боевых вылетов. у Кожедуба боевых вылетов 330, боев 120. У Хартмана 1404 боевых вылета, 802 воздушных боя. 4. большее количество целей для атаки. У немцев было меньше самолётов. Так же было и у западных союзников. Но у них количественное превосходство над немцами было просто... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Маркетинг и развитие  · 27 мар 2021  · akalm.ru
Скромные результаты, потому что они проделали меньше работы. Эрих Хартман сделал за всю войну 1404 боевых вылета, провел 802 воздушных боя, одержав 352 воздушные победы. Упомянутый вами Кожедуб сделал за всю войну 330 боевых вылетов и участвовал в 120 воздушных боях. Если говорить не о валовых показателях, а об эффективности, то у Хартмана на 1 победу уходило 802/352... Читать далее
Краткость - с. т.Перейти на akalm.ru
врач-педиатр  · 2 дек 2016

Так же стоит отметить, что у нас и у немцев были разные пиоритеты. например, при охране конвоя для советских лётчиков главным было сохранить конвой, а для немцев -- сбить врага. Это активно использовалась нашими истребителями -- пара отвлекает на себя охрану, а далее остальные расстреливают конвой.

Уничтоженные наземные цели в счёт не шли. Бомберы -- не помню.

Приписки,балльная система подсчёта,тактика "свободной охоты", и т.д. - всё это достаточно известно! На самом деле... Читать дальше
Так вышло, что разбираюсь во многих областях. Веду канал "Ходячая энциклопедия" на Дзене:...  · 21 янв 2021

Так не только у советских. Почему-то у лучших лётчиков всех остальных воевавших стран - от Франции до Японии - показатели, плюс-минус, примерно как у Кожедуба: несколько десятков. А у немцев - в несколько раз больше...

Извините, вопросы в такой ситуации возникают, в первую очередь, к немецкой статистике.

Что не так с немецкой статистикой?

Инженер-механик по эксплуатации ЛА и АД (специализация изд. ВМ). Военная история...  · 13 янв 2021
Ну можно говорить о приписках, системе баллов и т.п... Но первопричиной является принципиально разная схема использования истребительной авиации. немцы использовали в качестве основного метода завоевания превосходства в воздухе метод "свободной охоты" - в этом случае пилот не связан какой либо боевой задачей и свободно выбирает время, место и момент атаки и выхода из... Читать далее

Да и со счётом сбитых у того же хартмана, к примеру не все так гладко. Скорее всего приписками занимались в целях пропаганды

Программист. Естественные науки, военно-морской флот, экономика и политика.  · 25 февр 2021
Во-первых, разница в методике подсчёта. У немцев считали не самолёты, а число моторов. Поэтому за двухмоторный бомбардировщик давали столько же побед, сколько за два истребителя. Во-вторых, у нас бухгалтерия была гораздо суровее, кроме слов лётчика (а в дальнейшем — плёнки из фотопулемёта) нужны были показания от наземных частей. Потому что за сбитые самолёты лётчики... Читать далее
Инженер, исследователь   · 1 февр 2021

Много уже написано, но добавлю ещё один существенный момент - эти результаты вызывают большие сомнения в своей правдивости, с обеих сторон. Если сопоставить количество сбитый и произведённых самолётов, разница будет в несколько раз.
Короче, дело в банальной пропаганде.

увлекаюсь военной историей  · 7 авг 2021
Еще более "скромные" результаты у союзников, но кто захватил господство в воздухе в итоге - известно. Высокие результаты как правило у проигрывающей стороны, т.к. их пилоты во много раз чаще встречают в бою противника. Те кто выживают - могут похвастаться высоким счетом, но что толку когда он является спутником проигрыша в войне? Что касается результативности Кожедуба... Читать далее
Как говаривал капитан Мышлаевский - Достигается упражнением.
Работал на Калужском заводе телеграфной аппаратуры. Сейчас в региональном отделении КПРФ...  · 7 июн 2021
Начну с конкретики, указанной в начале: 64 победы у Кожедуба и 352 у Хартмана. Оба пилота начали войну не с первого дня. Иван Кожедуб после училища до 1943 года служил инструктором в авиационном училище и лишь весной того же года был направлен в строевую часть. Эрих Хартман поступил в учебный авиаполк в сентябре 1940-го, отучился два года плюс стажировка на курсах по... Читать далее