Эдик Вьюшков
декабрь 2016.
78832

Почему у советских летчиков-истребителей были такие скромные результаты в сравнении с немецкими (64 победы Ивана Кожедуба, против 352 побед у Эриха Хартманна)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

Не хочу претендовать на истину в последней инстанции, но есть некоторые важные нюансы, на которые в спорах разных военных "задротов" не обращают внимание.

Во-первых. Количество вылетов. Берем, раз уж пошла такая пьянка, Кожедуба и Хартмана. Советские пилоты-истребители значительно меньше летали. У Кожедуба около 334 вылета ( 120 воздушных боя ), в то время как у Хартмана около 1400 (852 воздушных боя). Если например будем сравнивать КПД боевых вылетов, то у Кожедуба оно будет даже выше ( пропорция сбитых на один вылет ). Из-за того, что Германия была слабее экономически, она не успевала скопить мощных воздушных группировок и обучить пилотов на них, опережая потери на фронтах. Поэтому драться приходилось больше и чаще. Практически на износ.

Во-вторых. В Германии существовали эскадрильи пилотов "охотников". Элитные летные подразделения истребителей. Германия готовясь к войне понимала важность захвата воздушного пространства и получения господства в нем. Для этого создавала такие подразделения, они занимались не конкретными боевыми задачами, а патрулировали небо, и получив наводку с земли о самолетах противника летели их сбивать. Обычные пилоты истребители, либо сопровождают штурмовики и бомбардировщики, либо прикрывают, от них же, свои объекты. Тактику "свободной охоты" ВВС СССР начали применять лишь к концу войны, а первые два года,  опыт пилотов и дефицит техники, не позволял в условиях войны создать такую категорию летчиков-истребителей. Атака "охотников" происходила с господствующей высоты, пилоты пикировали на группу самолетов и снайперским огнем уничтожали кого и сколько могли, после чего, имея за счёт пикирования преимущество скорости, снова уходили на высоту ( фанаты игры "ИЛ-2" меня вероятно понимают ).

В-третьих. Пилоты элитных эскадрилий истребителей Люфтваффе постоянно "гастролировали" от одной горячей точки к другой, при том не только в рамках одного фронта, например Восточного, но и вообще на разных театрах военных действий. А советские пилоты, например после эпичных воздушных боев на Кубани, прославивших Кожедуба и Покрышкина ( и многих других ), оставались при своих подразделениях на затихших, или ставших второстепенными направлениях. Соответственно у них ниже количество воздушных боев, а вслед за этим и возможность пополнить личный счет.

В-четвертых. Раз уж взялись считать сбитых асом врагах, то справедливо посчитать и то, сколько их сбивали самих. Хартман был сбит, по разным оценкам от 8 до 14 раз. На западном фронте его сбили один раз, и семь на восточном. Кожедуба сбивали дважды, а Покрышкина ни разу. В результате чего семь неизвестных советских пилотов, могут записать на свой счёт лучшего немецкого аса, в то время как ни один, даже из лучших немецких асов не может записать на свой счёт Покрышкина. Конечно нужно отметить то, что раз уж немцы гораздо чаще летали, и гораздо чаще участвовали в воздушных боях, то и риски сбитыми у них были гораздо выше.

Поэтому не так важны например разница показаний фотопулемета и подтверждения службы ВНОС ( Воздушного наблюдения, оповещения и связи, по-солдатски - война нас обошла стороной ). Самолет, даже если не разбился упав на землю, или даже смог добраться до своего аэродрома, зачастую получал "увечья" из-за которых не мог летать, или уходил на долгий ремонт. Самолет не танк, это сложный, важный, дорогой и тонкий инструмент войны, и если он даже временно потерял боеспособность, это существенный урон, поэтому засчитывать сбитый показанием фотопулемета справедливо вполне. Служба ВНОС в свою очередь, не секундант воздушных дуэлей, и работы у них хватало, просто к ним чаще обращались не за самим фактом сбитого немецкого самолета, сколько за подробностями: в бою по самолетам врага ведут огонь и зенитчики и пилоты истребителей, а иногда и пехота подключается, и сбитый самолет все хотят приписать себе.

Многие представляют воздушные бои как дуэли пилотов. Филигранное пилотирование, долгие и сложные маневры, снайперски точная стрельба и т. п. В реальности же воздушный бой очень быстрый, на победу влияют реакция и верность выбранного маневра. Поэтому даже теоретически, немецкий асс с не первой сотней сбитых, и только научившийся твердо пилотировать самолет советский летчик, разойдутся вничью, так как навыков уйти от огня противника у последнего уже хватает, и дуэль выльется в долгую, и часто бестолковую карусель, где разница в опыте и подготовке не так уж и скажется.

В свою очередь атака тяжелого и неповоротливого бомбардировщика гораздо сложней. Истребитель не может чувствовать себя в безопасности заходя на атаку, так как по нему ведут ответный огонь крупнокалиберных пулеметов борт-стрелки ( шесть боевых вылетов борт-стрелком были кстати у легендарного голливудского актера Кларка Гейбла, который по возрасту не прошел в боевые подразделения ). Бомбер гораздо массивней и огонь пулеметов для него часто комариный укус, и он способен "съесть" вражеский боезапас оставшись без серьёзных повреждений. Необходимо знать конструкторские особенности машин, и мертвые зоны бортовых стрелков для того чтобы нанести существенные или летальные повреждения и выбрать максимально безопасный и правильный угол атаки. Вот где требуется филигранное пилотирование и снайперски точная стрельба! Именно поэтому в люфтваффе, в годы войны считали не сбитые самолеты, а двигатели, то есть четырехмоторный бомбер стоил четырех одномоторных истребителей.

Ну и в довершение моей простыни добавлю. Чаще в реальности слаженность и уровень организации важнее качества машин, а так же личного мастерства и храбрости пилотов. У американского аса Бонга, против японского оппонента на тихоокеанском театре военных действий двукратный разрыв по сбитым в пользу воздушного самурая. Значит ли это что подготовка у японцев была выше? Американцы вообще использовали на этом фронте неуклюжие "толстенькие" маленькие Brewster F2A Buffalo, удобные для палуб авианосцев. Рациональность берет вверх над личным мастерством. Японцы могли сколько угодно показывать храбрость и навыки, и неплохие данные своих машин, а толку, если американцы их громят?

При этом конечно надо отметить и великолепные немецкие истребители и замечательную летную школу, и конечно немецких пилотов истребителей, по-праву считавшихся лучшими в войну. Но всё же разрыв в сбитых имеет сложные и объективные причины, и не является показателем какого-то радикального превосходства над, например ВВС и ПВО РККА.

58
-1

Вот это уже куда больше похоже на действительность. Весь вечер думал над ответом на свой же вопрос и нашел очень интересную статью. Рекомендую почитать lib.ru

Можете подробнее рассказать про тактику Хартманна "Бей и Беги"?

-1
Ответить

@Эдик Вьюшков, есть один момент, который почему-то не рассматривается вообще. Сколько я помню, Кожедуб с Покрышкиным начали войну в 1943-м году. А когда начал войну Хартман?

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

@Юрий Петрович Б., Покрышкин начал воевать с первого дня войны в Молдавии. Кожедуб, действительно, с 43 года и в боях на Кубани, как написал автор, не участвовал.

-1
Ответить

@Юрий Петрович Б., Хартман попал на фронт в октябре 42 г. Первый сбитый 5 ноября 42 г.

0
Ответить

@Николай К., спасибо. Но всё равно результаты его деятельности очень сомнительные. Ещё в 60-е годы "всем в Европе" было известно, что Берлин брали поляки. Возможно и здесь что-то аналогичное...

0
Ответить

@Юрий Петрович Б., что же здесь сомнительного? Вспомните, какое численное превосходство в воздухе во второй половине войны было у нас. Хартманн безо всяких приписок мог сбить в разы больше Кожедуба банально потому, что целей у него было тоже в разы больше.

0
Ответить

@Вальдим Болтон, имея такую массу асов (5 "побед" и больше) и такое количество лётчиков имеющих больше 100 "побед", как они к 43-му году могли потерять господство в воздухе? И почему "победы" на восточном фронте стоили в 4 раза дешевле, чем над территорией Германии?

0
Ответить

@Эдик Вьюшков, грамотно!

От бани до вахты раскидал!

0
Ответить

Зачем, если вы можете про неё прочитать. Я на ответ многовато времени потратил, тогда как эта инфа и так легкодоступна)) Спасибо за ссылку, но Исаева я уже начитался, не всё мне в нем нравиться, хотя специалист очень объективен и начитан.

+5
Ответить

Павел, спасибо за интересный и развёрнутый ответ!

0
Ответить
Ещё 8 комментариев

Павел. Покрышкина по сути сбивали  в начале войны. 

Один раз его сбили зенитным огнем.

Второй раз его атаковали мессершмитты и ему пришлось производить аварийную посадку.

0
Ответить

@Ruslan Rechapov, "его атаковали мессершмитты"-так это и есть воздушный бой!

0
Ответить

Это Покрышкина 2 раза сбили

Кожедуб ни разу не был сбит

0
Ответить

Почитайте воспоминания тех и других.

Фашистские асы никогда не лезли в "собачью свалку", всегда находились в стороне и сбивали малоопытных и отбившихся.

Наши лезли в пучину боя и старались выбить самых опасных. И порой записывали свои победы на счет ведомых.

Все...

0
Ответить

Чарльз Бронсон (при рождении Чарльз Де́ннис Бучи́нский (англ. Charles Dennis Buchinsky; 3 ноября 1921, Эренфелд (англ.), Пенсильвания — 30 августа 2003, Лос-Анджелес, Калифорния), более известный под псевдонимом Чарльз Бро́нсон (англ. Charles Bronson) — американский киноактёр.

В 1943 году был призван в вооружённые силы США и служил в авиации стрелком на Б-29, участвовал в битвах за Сайпан и за Гуам[6].

+1
Ответить

Во- первых автору статьи охото напомнить , что Кожедуб летал на штурмовиках, а не на истребителях. Как известно штурмовик и истребитель - это разное . Вот и весь " сыр - бор". А то один комент написал целый " роман ". Просто если сравнивать , то нужно с Покрышкиным, он чистый истребитель. Парой почитаешь и думаешь где инные авторы такую " ихенею " берут. Не знают нехрена истории, а про ВОВ вообще пишут такое, что ужас берет.

-4
Ответить

@Вал В., Ужас берет от вашего комментария. Кожедуб был лётчик-истребитель. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7. Воевал в истребительных полках. Был самым результативнм истребителем не только РККА, но всей антигитлеровской коалиции. На штурмовиках не воевал. Будучи совершенно не в теме, вы еще обвиняете в незнании других. Да ещё и наделали массу орфографических ошибок. Стыдитесь.

0
Ответить

Автор ошибся .Кожедуб ни разу не был сбит. В первом вылете его ЛА-5 был поврежден. Покрышкин был сбит 1 раз.

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Причина первая - немцы беззастенчиво врали с прямого попустительства и даже по инициативе начальства. Фотоконтроль на Восточном фронте был отменен, дутые победы - распиарены пропагандой, и дальше процесс пошел неуправляемо.

Точно так же завышали свои победы американцы в Корее.

Причина вторая - немцы записывали "победы", а не сбитые. Причем практиковалась запись "побед" каждому летчику всей эскадрильи. Например, заявили сбитие одного ТБ-3 - каждому летчику эскадрильи записали 4 "победы" (по числу двигателей).

В итоге большое число немецких "побед" записано там, где в эти дни никто даже не летал.

При переводе этих мнимых "асов" в части ПВО Германии (где учет уже был строжайшим) они сбивали по 2-3 самолета.

Здесь это с разных сторон рассмотрено:

https://history.wikireading.ru/76072

https://aif.ru/archive/1656218

4
-1
Прокомментировать

Так же стоит отметить, что у нас и у немцев были разные пиоритеты. например, при охране конвоя для советских лётчиков главным было сохранить конвой, а для немцев -- сбить врага. Это активно использовалась нашими истребителями -- пара отвлекает на себя охрану, а далее остальные расстреливают конвой.

Уничтоженные наземные цели в счёт не шли. Бомберы -- не помню.

2
0

Приписки,балльная система подсчёта,тактика "свободной охоты", и т.д. - всё это достаточно известно! На самом деле немецкий ас Хартманн,якобы, имеет 352 победы - цифру В РАЗЫ превышающую лучшие достижения как советских лётчиков,так и союзников! Спору нет: немцы - высококлассные профессионалы,НО(!) - "В небесах мы летали одних" - НЕ МОЖЕТ классность лучших лётчиков настолько разниться!
Хочу привести,не как основополагающий фактор - скорее как ОДИН ИЗ факторов,но на который я,немало читавший литературы на эту тему,что-то нигде не натыкался - так что,хоть это и нескромно,это - ЛИЧНО МОЁ ОТКРЫТИЕ ! Этот фактор - как бы лучше его назвать...карьерный,что ли... Немцы лучших своих лётчиков награждали,и после этого посылали на фронт - сбивать побольше самолётов противника. Наши же после награждения или делали начальниками,или отсылали в тыл учиться - чтобы потом хороший лётчик становился вообще огромным начальником! Например - талантливейший воздушный боец Гулаев - насшибал 52 самолёта противника,и в августе 1944 года был...отправлен учиться в Академию! Сдаётся мне,если бы он до мая 1945-го года сбивал немцев - его счёт был бы больше,чем у Кожедуба! А много ли мог одержать побед в воздухе в конце войны ставший командиром авиационной дивизии Покрышкин? Да его основной работой было корпеть над различными бумажками дивизионной документации! Боевой вылет для него был исключением из правил,праздником! Ну,он хотя бы командиром стал отличным! А мне в голову лезет пример с симоновским генералом Козыревым (он есть и в "Живых и мёртвых",но подробнее выписан в посвящённых халкин-гольским событиям "Товарищах по оружию") - превосходный лётчик,ставший никудышным командиром. Что-то мне подсказывает,что таких было БОЛЬШИНСТВО !!!

Ещё хотелось бы уточнить: Кожедуба ни разу не сбивали, и в кубанских воздушных боях весны 1943 года он участия не принимал,т.к. воевать начал только на Курской дуге,в июле 1943 года... И слово "Ас" пишется с ОДНОЙ буквой "С" !

джамшут-врач.jpg
+1
Ответить
Прокомментировать

Хочу добавить, что принципиальна важна методика подсчёта. Чтобы советскому лётчику засчитали сбитие, самолёт реально должен упасть и это каким то образом нужно подтверждать. У немецких летчиков система несколько отличалась. Пулемёт самолёта был синхронизирован с кинокамерой, которая должна была фиксировать попадание. Случилось попадание-самолёт сбит. Но, как мы понимаем, далеко не каждое попадание означает гарантированное уничтожение самолёта противника, большое количество могло приземлиться, пройти ремонт и опять вступить в строй. При этом находясь в статистике сбитых немецким ассом. И вот ещё есть интересная статья topwar.ru

3
-2

Немцы отменили фотоконтроль на Восточном фронте.

Было приказано "верить на слово".

Тут-то карта и пошла(с)

0
Ответить
Прокомментировать

Советские лётчики вступили в войну гораздо позже. До нападения на нашу страну, немцы уже воевали в Польше, Франции, Англии и. т. д. Более того, у многих стран, подвергшихся блицкригу, были очень слабые ВВС, которые становились простой добычей опытных немецких лётчиков.

Нельзя и не отметить тот факт, что на начальном этапе ВОВ, немцы превосходили наших в плане мастерства и качества боевых машин. (Бипланы и-15 против цельнометаллических низкопланов Bf-109, которые гораздо превосходили из в скорости )

1
0

347 побед Хартманна были над советскими самолётами, он окончил лётные курсы только в 1942 году.

До 1944 (высадка в Нормандии) война на западном фронте практически не велась, Франция сдалась в 1940

В чем была причина, того что даже у немецких пилотов-новичков были результаты в разы лучше, чем у лучших советских асов?

0
Ответить

Вопрос был о общей тенденции. Да, Хартманн из неё выбивался.

0
Ответить

Даже более того, Хартман почти год не мог ничего сбить, а самого его уже раз сбили, после чего, его хотели исключить из истребителей. Но кстати Кожедуб тоже с 1943 воевал, и тоже очень долго без результатов..

+2
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью