Ответить

Современные композиторы пишут симфонии, или эта форма музыкального произведения безнадежно устарела?

ИскусствоИскусство и культура
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
1 ответ
Поделиться

Ответ однозначный — пишут.

Если под современными композиторами подразумевать всех со второй половины ХХ века, то можно назвать Шнитке, Щедрина, Чайковского, Хренникова, и это только российские.

Вопрос в другом: почему мы ничего не знаем о тех, кто пишет симфонии сейчас?

Чтобы не быть голословной, вот свежий пример. Фестиваль современной музыки «Московская осень», Москва, 2014 год. Фестиваль идёт месяц, концерты — чуть не каждый день. Играют сочинения современных композиторов — от пожилых мэтров до совсем молодых людей. В их творческих биографиях непременно упоминается сочинение симфоний или «симфоническое творчество». В программе фестиваля — ни одной симфонии.

Можно сделать вывод, что жанр симфонии не устарел, но по неким причинам сейчас непопулярен. Непопулярность его может быть чисто организационной, всё-таки, чтобы браться за исполнение масштабного 30-40-минутного сочинения, надо быть уверенным в его качестве, убедиться, что для него найдутся слушатели, а также исполнители, способные грамотно разобраться в хитросплетениях современного композиторского языка и не имеющие предубеждений к музыкальным экспериментам.

Йозеф Гайдн, например, написал больше ста симфоний. Ну, так у него в распоряжении был какой-никакой княжеский оркестр и высокопоставленная культурно подготовленная публика. У какого ныне живущего композитора есть такие ресурсы?

Но, изучая буклет «Московской осени», можно заметить, что в программе — огромное количество сочинений с участием солистов. В том числе и в жанре инструментального концерта, что поначалу вызывает удивление: как же так, этот жанр тоже существует несколько столетий, он многочастный и довольно объёмный (до 20-25 минут), для него тоже требуется много исполнителей, если он написан для флейты, скрипки, балалайки с оркестром. Почему же он не «устаревает»?

С осторожностью сделаю два предположения. Во-первых, многие их этих концертов написаны под конкретного солиста-исполнителя, состоявшегося профессионала, у которого налажено сотрудничество с оркестром, возможно, по его же заказу. Во-вторых, вполне вероятно, что слушателям концертов значительно интереснее (и проще) наблюдать за эффектным, артистичным и виртуозным солистом, чем за сложными, многоуровневыми, неочевидными взаимодействиями внутри симфонии.

Вывод? Симфония не устарела, но пока и не переплавилась в котле нового времени, чтобы звучать свежо и любопытно для широкой публики.