Matt Grumbler
ноябрь 2016.
958

Объясните для людей, далеких от индийской философии, что такое "дхарма"?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Дхарма - это некий порядок, предписанный свыше (для каждого человека, с учетом его варны). Ну или просто некий правильный порядок жизни. Причем поскольку этот порядок установлен то ли богами, то ли первочеловеком Ману, то ли исключительно мудрыми предками, то этот порядок приравнен к долгу (то ли перед богами, то ли перед обществом, то ли перед собственной кармой, то ли все вместе).
Дхарма кузнеца - ковать металл, дхарма стражника - охранять, ну и т.д.
При этом если человек соблюдает традиции и этот "правильный" порядок жизни - это тоже дхарма. 
Т.е. они так ненавязчиво объединили понятия "как надо жить", "долг" и "жизненный путь" в одном слове.
Ну и в некоторых текста я встречал слово "дхарма" в таком контексте, который предполагал значение "судьба", но тут я не знаю то ли индусы и понятие судьбы в это слово втиснули, то ли автор не вполне правильно это слово использовал, то ли я чего-то не так понял :)

У буддистов под словом дхарма может пониматься это некая цепочка событий в жизни, которая привела к правильному/полезному итогу (например к тому что человек стал буддистом).

1
0

Спасибо за ответ)

0
Ответить
Прокомментировать

Есть ещё одно специфически-буддийское значение слова «дхарма», и ему довольно сложно подобрать аналог в западной мысли. Слово это само по себе имеет значение «носитель», «держатель», «то, что поддерживает». Дхарма — это центральное понятие буддийской философской психологии, которая одновременно и онтология — Абхидхармы. 

Согласно буддийской модели, человеческая личность как цельная вещь — это иллюзия, в действительности она представляет из себя динамическую конструкцию из так называемых «скандх», групп элементов. Подобно тому как колесница состоит их колёс, оглобель и прочего, что само по себе не является колесницей, так и личность состоит из групп элементов — чувственных восприятий, ощущений приятного/неприятного/нейтрального, осознования различий, воли и сознания. Однако не только личность лишена своей собственной природы, но и скандхи, которые её составляют — тоже, потому что скандхи — достаточно условные группы, и они в свою очередь составлены из простейших элементов — дхарм.

Дхарма, согласно Абхидхарме, — это своего рода «атом» опыта, неделимое, простейшее и мгновенное психофизическое состояние. Сплошной поток дхарм конституирует весь наш опыт, всё наше представление о мире и о себе. При этом дхармы мыслятся одновременно и как реально существующие «кирпичики» мира, и как ментальные конструкции, посредством которых мы мыслим и описываем свой опыт.

Разные школы буддизма создавали разные списки всех существующих дхарм — которых не так уж много, обычно в пределах сотни — и разные варианты их классификаций.

Согласно Абхидхарме, любое живое существо бессущностно, поскольку не имеет собственной неизменной природы, но представляет из себя поток мгновенно сменяющих друг друга дхарм — атомов опыта. При этом нужно отметить, что если в философии буддизма Тхеравады дхармы признаются, в отличие от всего ими конституируемого, несущими собственную природу, каждая — свою, то в философской школе мадхъямаки, ставшей основой для буддизма Махаяны, лишёнными собственной природы признаются и сами дхармы.

1
-1

Интересное дополнение, спасибо

0
Ответить
Прокомментировать

У буддистов Дхарма (Дхамма на пали) - это Учение, синоним самого буддизма. Собственно формула принятия прибежища (по сути форма обращения в буддизм, как Аш-Шахада у мусульман) на языке пали звучит так: Buddhaṃ saraṇaṃ gacchāmi - Я принимаю Будду как прибежище

Dhammaṃ saraṇaṃ gacchāmi - Я принимаю Дхамму (учение Будды) как прибежище

Saṅghaṃ saraṇaṃ gacchāmi - Я принимаю Сангху (сообщество монахов, или "Сангху благородных", т.е. людей бесповоротно вставших на путь просветления) как прибежище

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью