Tanya G
ноябрь 2016.
2406

Имеет ли будущее система образования в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Любая система имеет будущее, если ею заниматься - понимать её реальные проблемы, пути и средства их преодоления, а главное - цели, к чему стремиться, что вы хотите получить через 10-20-50 лет. При этом необходимо оглядываться "по сторонам", т.е. правильно воспринимать международный опыт.

Если говорить о высшем образовании в России, то основные проблемы следующие: 1) быстрый рост издержек ВУЗов на фоне невысокого и сокращающегося платёжеспособного спроса; 2) развитие дистанционных фор обучения (скорее всего, это не временная замена провала платёжеспособности, поскольку этот процесс наблюдается и в западных странах); 3) отрыв российской научно-образоваельной среды от международной - из-за языка (основной объём информации в мире существует и будет формироваться на английском языке, а его знают немногие и не очень хорошо), из-за ограниченного доступа к информационным ресурсам (на них надо подписываться, на многие, а не на 1-2 источника, а денег нет); 4) отсутствие среды, поощряющей свободный обмен мнениями, свободные дискуссии, свободный переток информации. 

Сколково показательно - хотели искусственно создать прорывную точку, но так ничего и не получилось. Надо, наконец, оставить эти фантазии насчёт образцово-показательных "маяков" и идти более коротким и надёжным путём - нудно, трудно, повседневно менять реальность.

Из сказанного видно, что нужны деньги (в наших условиях это - госфинансирование, которое постепенно нужно уравновешивать частным финансированием, в т.ч. за счёт кредитования студентов) и нужны мозги (менять подходы, повышать качество и актуальность преподавания, объединить науку с университетами, учить языки, больше читать, больше общаться с коллегами за рубежом и т.п.).

И для высшего, и для среднего, и профессионально-технического, и даже дошкольного образования - радикально, в разы сократить бюрократию по численности чиновников от образования, плодящх бумажки и бессмысленные термины, и по объёму бюрократическиих процедур (планы, отчёты, согласования и проч.).

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-1
Прокомментировать

Конечно имеет. Есть ряд здоровенных минусов, но есть и очень значимые плюсы.

1) Поздравляю! Вы - счастливый гражданин почти что единственной, насколько мне известно, страны, где бесплатное образование - это бесплатное образование. Где не заплатив ни копейки можно поступить в институт. Тут можно возразить о расходах на подготовительное образование - курсы, репетиторы и прочее. Но на моем курсе куча людей, поступивших исключительно за счёт своих мозгов и активного (т.е. не в последние полгода перед поступлением) участия в олимпиадах/турнирах/etc. Так что если для поступления нужны деньги - кто-то плохо старался*. За рубежом образование, насколько мне известно, бесплатным почти не бывает. Можно только выиграть стипендию, которая покроет большую часть стоимости обучения. И даже если принимать указанные расходы в сравнение, это явно не стоимость нового автомобиля, как в США (инфа сотка). Для сравнения, на нашем факультете платное обучение стоит примерно как подержанная иномарка. Единственное известное мне исключение - это Германия. Там для иностранцев (!) бесплатная (!!) магистратура.

*приходится признать, я говорю исключительно за свой факультет (биологический факультет МГУ). Как мне сообщали одноклассники,  в  том же первом меде с этим проблема.

2) От коллег, которые периодически работают в зарубежных лабораториях я слышал, что наше образование обладает куда большим кругозором, чем западное.  В этих ваших европах вам весь спектр дисциплин от цитологии и зоологии беспозвоночных до физиологии человека и животных и молекулярной биологии никто читать не будет. Нам весь второй курс, например, читали почти исключительно физико-химические дисциплины на других факультетах. Всяким биохимикам это вроде как важно.

Но высшее за рубежом вы получите куда более углубленное, это да. И с человеческим доступом к реагентам и исследовательским мощностям.

Как мне кажется, негативное состояние современного российского образования в немалой мере диктуется в его бесплатностью. Но она же и плюсы даёт.

Немного задел пост Александра Авраменко.

3) отрыв российской научно-образовательной среды от международной - из-за языка (основной объём информации в мире существует и будет формироваться на английском языке, а его знают немногие и не очень хорошо), из-за ограниченного доступа к информационным ресурсам.

а его знают немногие и не очень хорошо

nyet, eto nepravda. Нет, ну серьёзно. Мои знакомые из не очень обеспеченных семейств вполне сидят на всяких coursera.org. Да и не знать английский в биологии - это, чаще всего, всё равно, что погружаться без акваланга: вам придётся его выучить. Тем более что подтянуть английский на уровень, достаточный для чтения статей можно не выходя из дома - берёте словарь и читаете.
Отрыв есть, но из-за другого: чтобы купить реагент, надо его заказать, подав грант в декабре, и если грант одобрят, в апреле следующего года вы его получите. Это здорово тормозит исследования: мало того что приедет он полутухлый, так ещё и за несколько потрянных полугодий любая ваша гениальная мысль придёт в голову паре учёных за рубежом, которые нужный реагент в тот же день получают.

из-за ограниченного доступа к информационным ресурсам.
welcome to sci-hub.сс

4) отсутствие среды, поощряющей свободный обмен мнениями, свободные дискуссии, свободный переток информации.

Коммуникация между исследовательскими группами действительно плохо развита (иногда - никак, самому пришлось столкнуться). Но, по крайней мере, на моём факультет сотрудники часто стараются организовывать общефакультетские лекции от ведущих специалистов, в т.ч. работающих за рубежом, нередко - в помощь студентам. Даже в рамках кафедры часто курс лекций организовывается так, что каждое занятие в одном лекционном курсе читает специалист соответствующего профиля.

1
-1

Khorosho, v Vashem okruzhenii, mozhet, kto-to i vladeyet English, но я говорю в целом о ситуации в научной и студенческой среде, в среде инженеров - ну не знают английского. В лучшем случае - со словарём через пень колоду.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью