Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем задача социального театра?

ОбществоИскусство и культураТеатр
Daria Demekhina
  · 867

Антонен Арто говорил, что театр – это чума, имея в виду, что, если ты инфицирован по-настоящему, ты не сможешь от этого отделаться, тебе будет некуда деваться. Рэй Бредбери про это, его произведения – «Улыбка», «451 градус по Фаренгейту». Если человек инфицирован чтением, он не может от этого отделаться. Человек, инфицированный кино, как Тарантино какой-нибудь или  Триер – он не может от этого отделаться, он может уходить в годовой запой, как  Триер, но он не может уйти от кино. Это как человек, который получил наркотик. И если человек вышел на улицу после спектакля, и опыт, полученный им в театре, куда-то развеялся, значит, он ничего не получил. В этом смысле очень важно понимать, что, говоря о социальном театре, о каких-то таких вещах, мы говорим еще о вовлечении.

Сейчас индустрия развлечения уже равняется по бюджету с оборонным бюджетом страны, со всех сторон нас пожирает тотальный энтертейнмент, когда мы должны развлекаться, развлекаться, развлекаться… Игровые технологии поджидают нас везде. Работает индустрия инфантилизации. Это не игра в смысле homo ludens, не игра бахтинского карнавала, это игра отупляющего азарта, потому что эта игра по правилам, которые тебе навязаны, а подлинная игра – это всегда игра, в которой я сам открываю свои правила. И замечательно, что в масскульте даже эту формулу пытается украсть: «игра по своим правилам», «игра по твоим правилам»... Вот эта индустрия потребления пожирает все. И в этой ситуации единственный антидот – это инстинкт авторства. Быть автором. Дать человеку опыт не потребления, а создания. Это очень важная вещь – не потребление, а создание. Когда, занимаясь в школе с детьми, ты даешь им опыт того, что они сами сочиняют какое-то пространство, сами сочиняют какую-то линию действия, сами сочиняют каких-то персонажей. Когда ты работаешь с людьми с особенностями, с ограниченными возможностями здоровья, ты даешь им какой-то способ актуализировать себя в той данности, которая у них есть, физической ли ограниченности или с ментальными какими-то особенностями, но найти себя в этом. И когда ты даешь этот механизм, даешь возможность найти, организовать свои правила – это уже важная прививка. Мне кажется, это единственный антидот против того тотального потребления, в которое мы все втянуты. Как говорится, к хорошему привыкаешь. Если у человека был опыт, например, свободы, он уже неохотно возвращается в свой Шоушенк, в свое прокрустово ложе буржуазной модели.

Школа актерского мастерства и ораторского искусства "Бенефис".  · 25 апр 2020  · teatr-benefis.ru
Отвечает
Анатолий С

Социальный театр — это театр, в котором встречаются создатели театрального представления и зрители, не ради искусства. Основная задача социального театра - прожить зрителю жизненную проблему или тему, пользуясь при этом той технологией, которая используется в театре.