Daria Demekhina
ноябрь 2016.
1281

Говорит ли рост интереса к социальному искусству о процессе гуманизации общества?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Может быть, происходит, прямо противоположный процесс, потому что обычно искусство идет туда, где ощущает недостачу, проблему. Я во многом это связываю с ужесточением климата в отношении благотворительных организаций, фондов и прочих негосударственных организаций, которые всегда занимались подобного рода работой. Их жизнь сейчас усложняется с каждой новой поправкой к законам, законом об иностранных агентах, и вообще нарастание эмоциональной напряженности в обществе дало определенного рода откат. Лет пять назад общество подошло действительно к какой-то высокой ступени, когда волонтерское движение активизировалось, когда быть волонтером стало нормально и почетно. Это были не только студенты в футболках и с флаерами: многие мои знакомые, вполне взрослые люди, тоже волонтерили. Волонтер воспринимался действительно как человек, которому интересно участвовать в чем-то, что его «наполняет», а не только зарабатывать где-то деньги. В это время что-то развивалось, что-то появлялось. Но потом наступил резкий откат, связанный с усложнением международного положения, с катастрофами нашей внутренней экономики и прочими вещами, да и вообще с градусом агрессии в обществе, которая сейчас очевидна, ощущается кожей. И театр, мне кажется, направился туда, чтобы как раз не сдать позиций человечности и гуманности.

13
0
Прокомментировать

Думаю, что уровень дегуманизации общества был всегда примерно одинаков. Разнится только степень осмысления этой проблемы в разные эпохи. Интерес к социальному театру, мне кажется, свидетельствует о другом: о том, что государство теряет авторитет как инструмент объединения общества. И искусство, как и любые другие антропологические практики, берут на себя эту функцию. После опыта тоталитарных систем XX века появилась надежда на самоорганизацию общества, на частную добровольную инициативу по лечению самого себя. И искусство, и в особенности театр как диалоговая , коммуникативная технология, тут действительно может чему-то поспособствовать. Скажем, в 2010-е годы российский театр очень много ставил пьес про проблему инвалида в обществе, про методы его интеграции , адаптации в большой мир, а также развивается инклюзивный театр, - все это как-то повлияло на общественное сознание, к человеку с ограниченными возможностями стали относиться чуть иначе. Хотя, разумеется, не стоит преувеличивать это влияние.

После того, как театр современный потерял дидактические навыки и потребности и стал коммуникативным, роль театра в формировании общественного сознания стала значительной. Бертольт Брехт действительно верил в то, что театр может изменить общество, и современный театр смог предложить нечто практическое в этой теоретической утопической идее.

7
0
Прокомментировать
Ответить