Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какое историческое событие надо исправить, чтобы нас настигло светлое будущее?

ОбществоИстория+3
Daria Demekhina
  · 32,1 K
Первый
писатель  · 25 нояб 2016

Исправить, мне кажется, следовало бы финал Второй Мировой войны. То есть, не самих победителей изменить, не надо нам всего вот этого Филипа Дика в высоком замке, а поведение победителей, обесценившее на самом деле их победу.

Штука в том, что Вторая Мировая поставила перед так называемым цивилизованным человечеством (европейским? пост-христианским? - не знаю, как лучше нас всех назвать) очень правдивое зеркало. Посмотрите, какими вы можете быть.

Но т.н. цивилизованное человечество предпочло закрыть глаза, заткнуть уши и заверещать: "Так могли поступить только немцы! Немцы! Немцы!" - и свести на нет победу над собственно нацизмом. Потому что заменить одну "нехорошую" нацию другой не означает победить нацизм.

Скажем так, человечество могло бы (и должно было) получить опыт осознанного знакомства со своей тёмной стороной. Осмысление такого опыта чрезвычайно полезно как при становлении каждой отдельной зрелой личности, так и общества в целом. Очень важно знать, что ты потенциально способен на какие-то страшные вещи, чтобы осознанно этой своей способности противостоять.

Но вместо этого опыта немцы получили опыт национальной вины (что само по себе дикость: вина, как и заслуги всегда индивидуальны, человек может и должен отвечать только за свои поступки), а победители получили приятный, но губительный в перспективе опыт уверенности, что во всём может быть виноват кто-то другой. Козёл отпущения - необходимый элемент жизни отсталого языческого сообщества, заводить это животное в двадцатом веке - явный регресс.

Ужасы Второй Мировой, масштабы бессмысленного мучительства, извращённо жестокого истребления одних людей другими были настолько невообразимы и одновременно настолько наглядны благодаря работе более-менее развитых к тому времени СМИ, что т.н. цивилизованное человечество имело очень неплохой шанс испытать, что говорится, просветление вследствие шока. И более-менее дружно выйти на новый уровень развития, подлинно гуманистический, когда всякая человеческая жизнь - наивысшая ценность, это всем очевидно и обсуждению не подлежит.

Однако вместо полноценной практики гуманизма т.н. цивилизованное че получило опыт успешного громкого говорения о гуманистических идеалах. Что наверное было довольно прогрессивно две тысячи лет назад в эпоху до изжоги обожравшихся муренами, а потому злобных римских патрициев и склонных к опасному для жизни просветительству первых христиан. Но в середине двадцатого века одних разговоров мало. После Второй Мировой гуманизм можно было только деятельно практиковать, это единственный способ победить в ней не формально, а по-настоящему.

Ну, потому что когда на Нюрнбергском процессе судят так называемых военных преступников, в частности, за концлагеря, при этом у некоторых победителей точно такие же концлагеря по всем неблагоприятным климатическим зонам распиханы, а остальные победители уже согласились (или вот-вот согласятся, я не историк и не знаю дат, но сути происходящего они не меняют) выдать союзнику его граждан, будущих узников этих концлагерей, только что освобождённых из аналогичных немецкофашистских заведений, это, знаете, такой довольно странный суд. Где судьи и подсудимые занимают свои места ситуативно, а не по справедливости. Потому что все суть одно огромное древнее зло, так и оставшееся непобедимым.

Если в финале Второй Мировой войны победители не уяснили, что человеческая жизнь - та самая ценность, которую следует отстаивать любой ценой (любой - значит любой), получается, всё было более-менее зря. Ну, то есть, сколько-то щупалец у гидры отрубили, но сама гидра осталась жива. И процветает по сей день.

Короче. Нельзя было отдавать советских пленных на родину, где их ожидало продолжение банкета. Надо было добиться международного контроля над восточноевропейскими странами, чтобы не допустить там строительство филиалов так называемого социалистического, а на самом деле, к социализму отношения не имеющего чистилища. Нельзя было приговаривать фашистских преступников к смертной казни, потому что смертная казнь это такое специфическое действие, умножающее зло даже в тех случаях, когда формально она справедлива. И кстати нельзя было так гнусно поступать с тётками всех стран, которые вынесли на своих плечах тыловую экономику воюющих государств, после чего их попытались (не совсем безуспешно) снова лишить статуса полноценных людей ради освобождения рабочих мест для вернувшихся с фронта мужчин. Европейские женщины из этой ямы в конечном итоге выбрались, но не повсеместно, вернее, неравномерно и с усилиями, заслуживающими лучшего применения. На фоне остальных ошибок эта может показаться не самой фатальной, тем не менее, обязательному исправлению подлежит и она, поскольку отодвинула социальный (не технический) прогресс на пол-столетия назад.

И новый благополучный мир, выросший на фундаменте этого не побеждённого, а просто ловко замаскировавшегося зла, получился очень условно благополучный. Потому что редкие ростки подлинного гуманизма, конечно, проросли, никуда не делись. Но их недостаточно, чтобы уровень развития так называемого цивилизованного человечества (массовый, а не отдельных заслуживающих уважения индивидов) соответствовал уровню нынешних технологий. Он и не соответствует. Среднестатистический умеренно благополучный обыватель, всегда озирающийся по сторонам в поисках подходящего объекта для травли: кого сейчас ненавидим? Толстых? Курильщиков? Владельцев автомобилей? Арабов? Или разнообразия ради наконец-то белых гетеросексуальных мужчин? - не дорос не только до своего седьмого айфона, но даже до удобного унитаза, установленного в отапливаемом помещении. Пока гуманизм не станет для нас естественным принципом существования, нам место в пещере. То есть, вот лично мне уже всё-таки нет, но за компанию - да.

А (теоретически) мы вполне могли бы сами от себя не отстать. Или хотя бы отстать не настолько фатально.

Эх, в вопросе написано "нас", так что я это воспринял "нас" как нас - русских, а точнее развитость России в... Читать дальше
Студент, путешественник, автостопер, филофоф, начинающий публицист и писатель. И лентяй  · 26 нояб 2016

Большой Взрыв отменить. Не было бы Вселенной. Не было бы хорошего и плохого. Не было бы вообще ничего. И наступил бы абсолютный дзен. 

Ой, дзена ведь бы тоже тогда не было.

Парень, который дерется.  · 25 нояб 2016
Никакое. Нужно хорошо делать свою работу и чуть больше. Не допустить распространения государственной цензуры, увеличить производство продукции, построить хорошие дороги - все это в наших руках и в наших же силах. Хотите хороших дорог - долбите депутатов, которых вы сами же выбрали, сами становитесь депутатом, если можете организовать не только себя. Станьте дорожным... Читать далее
Умишком скуден, хуишком блуден  · 25 нояб 2016

Пресечение на корню тех религий, которые ставят бога выше человеческих отношений. Вера должна исходить от самого человека, а не внушаться ему извне в виде всемогущего существа или существ. Мы и есть боги.

Не слишком ли много богов на одну Вселенную?

Мотовилихинский трутень  · 25 нояб 2016

Отказать половецким послам, которые в 1222 году пришли к русским князьям просить помощи против неведомого русским князьям врага, надвигающегося с востока. Сказать - мы их не знаем и они нам ничего плохого не сделали, поэтому воевать с ними нам без надобности.

Не будь этого дурацкой помощи, не было бы разгрома Руси монголами и кто знает, как бы пошла тогда наша история.

Гм... А китайцы, лезгины, аварцы и прочие, вплоть до поляков и венгров, они тоже половцев защищали?

Специалист широкого, но не очень глубокого профиля. А ещё люблю читать книжки по истории...  · 25 нояб 2016

По мнению СергеяСергеевича Аверинцева "всё пошло не так" с грехопадения. На мой взгляд, лауреат премии Ленинского Комсомола ошибся примерно на десять дней.

юрист, путешественник и просто всезнайка  · 6 янв 2017
Вот многие тут отвечают: никакое, надо строить будущее, а не оглядываться назад и т.д. В общем-то, я с этим согласна. Но раз вопрос задан конкретно, то не стоит философствовать. Так что вообразим, что выбора у нас нет: надо что-то обязательно поменять. Мне кажется, что менять надо событие не из 20 века, а намного раньше. Хотя тут больше вероятности, что последствия... Читать далее
человек из интернета  · 12 дек 2016

Эволюция.Не историческое событие,но тем не менее.

"Горе от ума",от ума "подаренным" нам эволюцией.Чем ниже умственные способности живого существа,тем меньше ему нужно для удовлетворения своих потребностей.Как то так:)

занимаюсь не тем, о чём читаю, поэтому писать свою профессию не буду.  · 21 нояб 2017
Странно читать какие-то ответы, зацикленные на каких-то фантастических событиях, которые никогда бы не осуществились и с которых толк... На самом деле у большинства важных для эпохи событий развития цивилизации есть свой прогрессивный скачок, и есть свой регрессивный скачок.  У России самое значимое событие новейшей истории - это были революции 1917 года, состоящие из 2... Читать далее
Преподаватель английского языка, лингвист, редактор, переводчик.  · 5 апр 2019  ·
id56142295

Как по мне, надо убрать приход Христа к народу и все эту фигню с принятием христианства на Руси, а потом и во всем мире. Тогда люди бы как-то поумнее были и было бы меньше убийств, сжиганий и войн. Не исключаю, что войны бы не прекратились все равно, но в разы бы уменьшились в количестве.