Olga Anosova
ноябрь 2016.
1330

Почему в последнее время так популярна литература young adult?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Первой ласточкой здесь был «Гарри Поттер». На глазах у поклонников волшебная сказка о мальчике-сироте превратилась в семикнижие, где обсуждаются серьезные вещи и не понарошку гибнут герои. Герой, которого читатели знали еще мальчиком, становится юношей, которого, помимо тяжелого наследия, интересует все, что интересует юношей: любовь, положение в обществе, доверие наставников; на это накладывается множество травматических переживаний. Самое интересное, что читатели взрослели вместе с героем — и переходили из одной возрастной категории в другую.

Второй ласточкой стали «Сумерки», ориентированные уже сразу на поздний пубертат, причем скорее девичий: утонченная эстетика вампиризма, помноженная на социопатию и мечты о загадочном мужчине.

Примерно в это же время слово «кидалт» входит в словарь, взрослые открыто признаются в любви к мультфильмам, перестают считать зазорным разбираться в сортах Халка и больше не оборачивают «Гарри Поттера» в непрозрачную обложку в метро. Видя движение трендов навстречу друг другу и облизываясь на астрономические продажи, книжная индустрия понимает, что сама собой образовалась ниша. «Голодные игры» окончательно прорывают плотину, и young adult занимает в книжных магазинах целые ряды стеллажей. Пара-жанры и явления, такие как фанфики и самопубликация с возможностью заработка, укрепляют бастион.

Дело не только в том, что, как правильно говорится в соседнем ответе, возраст young adult был осознан как отдельный этап жизни. Этот этап был выделен коммерчески и стал явью. Под наклейкой young adult подросткам можно предложить серьезные темы, например антиутопические мотивы, которые еще недавно были бы достоянием «элитарной» фантастики (ср.: «Сфера» Дэйва Эггерса vs. «Обрученные» Элли Конди) — кстати, фантастика благодаря young adult вырывается из густонаселенного и развивающегося, но все-таки загона. Эта наклейка позволяет считать, что ты читаешь как бы пролегомены к по-настоящему серьезной литературе. Она, в конце концов, льстит читателям: нет, мы не тинейджеры, мы уже взрослые, только молодые. У всего этого, как у всякого коммерчески успешного тренда, есть последствия за пределами индустрии: и социальные, и культурные. Среди них — действительно увеличившаяся у подростков любовь к чтению, понимание структуры такого произведения: всякий читатель фанфиков сейчас знает, что такое сеттинг, клиффхэнгер, какие бывают типы героев и типы отношений между ними. Есть здесь и минусы: понимание литературы оказывается схематичным и упрощенным, и потребители young adult могут никогда не добраться до adult без приставки — Толстой, Достоевский, Пруст, Джойс, Вирджиния Вулф, Кавабата и прочая скучная компания, знающая секрет того, что «взрослое» в прозе — это вовсе не одно только столкновение со смертью, Старшим братом и перспективой дефлорации.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
13
0
Прокомментировать

Социальные группы, в том числе возрастные, появляются и исчезают. 

Долгое время "детство" как отдельное явление не существовало, детей воспринимали только как "недо-взрослых". Только в 17-18вв. возникла идея "ребенка" как отдельного социального и психологического состояния, в связи с чем появилась, например, специальная детская одежда (а не просто уменьшенные копии взрослой одежды) и детская литература. 

Понятие "молодежь", "подростки" появилось еще позже - в 50-60х гг. ХХв. Только тогда начали производить культурные продукты - кино, книги, музыку, одежду - специально ориентированную на молодежь.

Это связано со многими сложными процессами, но главным образом - с ростом продолжительности жизни и удлинением промежутка между младенцем, полностью зависимым от своих родителей, и взрослым - полностью самостоятельным функциональным членом общества. Грубо говоря, с развитием экономики и удлинением жизни, мы стали дольше взрослеть, и в этом процессе появилось больше этапов. 

Сейчас тот же процесс происходит с категорией "Young Adult". Это странное состояние - уже не подростки, но еще не взрослые - было недавно осознано как отдельный этап жизни, со своим характерным набором проблем, эмоций и состояний. Поэтому возник самостоятельный тип литературы (и кино, и игр, и комиксов, и много чего еще), специально концентрирующийся именно на проблемах young adults. 

Young adult - это и есть возраст, когда человек впервые сталкивается с необходимостью осознанно конструировать свою идентичность, ставить под вопрос те решения, которые раньше за него принимала семья, и искать свое место в социальной структуре. Это и есть характерный набор проблем, с которыми имеет дело литература young adult. Именно поэтому в young adult-литературе так распространены сюжеты о жестко сегментированных обществах, где все, казалось бы, знают свое место и свою роль и довольны своим положением. Социальная структура предлагает четко ограниченный набор возможностей, и персонажу приходится сделать выбор, который определит всю его/ее дальнейшую жизнь, в то время как самому персонажу кажется, что он не вписывается ни в одну из предлагаемых опций. В результате, как правило, персонаж вскрывает внутреннюю ложь этого якобы идеально функционирующего мира и выясняет, что за всеобщей удовлетворенностью своим положением на самом деле скрывается насилие. Собственно, центральный сюжет большей части такой литературы - это конструирование своей собственной идентичности вопреки тем стереотипам, которые навязывает семья или общество.

8
0
Прокомментировать

Потому что young adult это не совсем жанр литературы. Это тысячи и тысячи книг, объединенных лишь тем, что их герои - подростки, или, собственно, "молодые взрослые". Есть драматичные произведения и комедийные, фантастические и повседневные. Как ни странно, популярные мнения о том, что в каждой книге янгэдалта подросток бунтует или спасает вселенную (основанный на том, что такое встречается в популярнейших произведениях с экранизациями), или что везде есть любовные треугольники и прочие геометрические фигуры, не совсем верны - да, такое часто бывает, но можно же написать книгу с молодым героем и без этого. 

На мой взгляд, фишка как раз в том, что янгэдалт объединяет кучу жанров. Мы все знаем стереотипное деление остальных жанров - что про любовь читают только домохозяйки, или, например, что фантастика нравится только задротам. Не берусь судить, насколько это деление верно, но янгэдалт может привлечь любую из этих "категорий"- эта гипотетическая домохозяйка обратит внимание на книгу young adult, где на первый план выводятся отношения героев, а гипотетический задрот найдет книгу young adult с удачно прописанным фантастическим миром. Моей бабушке, которая любит классические детективы, например, понравились и детективы young adult тоже. 

Но если брать именно стереотипный янгэдалт и целевую аудиторию - подростков, то, наверное, стоит сказать, что не все в юном возрасте готовы к глубоким произведениям из школьной программы (лично я считаю, что человеку стоит искать скрытые посылы самому, а не записывать тексты про "лишних людей в литературе" из пособия под диктовку учителя). И пока одни орут о том, что "новое поколение совсем не читает!", другие предлагают альтернативой young adult - который все же часто написан "попроще", и не настолько распиарен, чтобы кто-то начал расписывать подростку суть всех сюжетных линий (в итоге он как раз анализирует все сам). Ну и, собственно, если человек ищет "легкое чтиво", где не надо обдумывать сюжет, то в некотором проценте книг young adult он тоже его найдет.

3
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью