Василий Борщ
ноябрь 2016.
12540

Много ли атеистов в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться

Никто точно не знает, дело мутное, и люди часто не готовы быть искренними в этом вопросе, но есть некая статистика. Итак, православие. РПЦ очень любит говорить о нескольких десятках миллионов православных в РФ, дескать 75% опрошенных назвали себя православными. В реальности людей хоть как то посещающих церковь, соблюдают пост и т.д. ну даже по вциомовским опросам не более 10%, МВД как то считало количество людей посещающих церковь по крупным праздникам, и насчитала не более 4%. Можно делать вывод что даже при всех самых оптимистических прогнозах православными можно назвать ну 10%, ну 15%. С исламом примерно та же картинка, только с учетом того что только 10% формально относятся к народам исповедующим ислам, то выйдет что реальных мусульман ну 5-7%. Итого 20, в крайнем случае 25% граждан хоть как то можно отнести к религиозным. А вот атеистами себя называют от 5 до 12%, в зависимости от авторов опроса и самого текста вопроса. В этом раскладе интересно то что минимум 60% вообще как бы не интересуются религией, они готовы надеть крестик, или магендовид, съесть пасху или мацу, но в принципе им все равно что там с религией происходит. Как то так.

Влад Ивановотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
39
-1
Прокомментировать

Я сразу скажу, что подсчеты очень варьируются от 7% до 12%, это очень приблизительная цифра, потому что понятие атеизма неоднозначно. Атеизмом считают отрицание бога и отрицание религиозности какой бы то ни было. Но формой атеизма можно также считать и формальное существование в какой-либо конфессии, но при этом осуществление ряда практик, которые эти конфессии отрицают – магизм, обращение к гороскопам. Очень многие не могут дать до конца точного ответа о числе атеистов, потому что изначально мы должны понять, что именно мы подразумеваем под термином атеизм. 

Кроме того, есть концепция, что атеизм – это форма веры. Негативной веры, в том, что бога нет, но люди исповедуют очень стойкие убеждения и следуют воззрениям. Поскольку проводится работа в СМИ, разъяснения на базовом уровне, число атеистов неуклонно снижается. Очень многие люди относят себя либо к традиционной конфессии, либо считают себя нью-эйджерами — последователями некой надмировой религии, формы магических верований. Нью-эйдж — это система верований, которая говорит о соединении религий — это эклектика христианских, индуистских верований. Поэтому очень трудно сказать, кто причисляет себя к атеистам. Я думаю, что чистых атеистов сейчас около 2% и речь идет скорее о нигилизме, чем об атеизме — о полном отрицании божественного, отрицании любых материй, кроме грубых.

Атеизм по сути дела, если мы обратимся к словарю — отрицание бога и религиозности. Формой религиозности можно признать любые практики, веру в высшее, в судьбу, и тогда если человек верит в гороскопы, экстрасенсов, сверхъестественное — мы не можем назвать его атеистом. Некоторые верят в перерождение, реинкарнацию, другие формы жизни.

В России очень большой процент людей которые причисляют себя к церкви, они крещеные, их от 60 до 80%, но они могут не быть практикующими верующими, таких не менее двух третей.

13
-10

Раз уж зашла речь об определениях, поделюсь выдержками из статьи Элизера Юдковского "Атеизм = не-теизм + анти-теизм":

"Чистый «не-теист» — это человек, выросший в обществе, в котором понятие «Бог» просто никогда не было изобретено"

...
"Не-теисты не знают, что они «атеисты», потому что им никто не рассказал, во что они должны не верить — никто не изобрел «высшего бога», который был бы главным в пантеоне, не говоря уже о монолатрии или монотеизме."
...

"Как не-теисты встретят идею Бога?

— Вселенная была создана Богом.

— Кем?

— Э-э, гм, Богом. Бог есть Творец — разум, который решил создать вселенную, и…

— А, так вы утверждаете, что вселенная была создана разумным агентом. Похоже, вы говорите о стандартной гипотезе о том, что мы живём в компьютерной симуляции. Вы, кажется, весьма уверены в этом — у вас что, есть какие-то сильные свидетельства?..

— Нет, я не имею ввиду Матрицу! Бог — это не житель другой Вселенной, запустивший симулятор этой, он просто… Его невозможно описать. Он есть Первопричина, Творец всего, и…

— Кажется, вы постулируете онтологически базовую мыслящую сущность. К тому же, то, что вы предложили — это просто таинственный ответ на таинственный вопрос. Вообще, откуда вы всё это взяли? Не могли бы вы начать рассказ со своих свидетельств — какие новые наблюдения Вы пытаетесь объяснить?

— Мне не нужно никаких свидетельств, у меня есть Вера!

— У вас есть что?

И в этот самый момент не-теисты впервые стали атеистами."

+2
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Проблема состоит не в том, что есть атеисты и верующие, противостоящие друг другу, а в неправильном понимании Бога. Бог не трансцендент (именно этим определяется таинственная практика церкви) по отношению к миру, а имманент, т.е. принадлежащая миру сущность. Это семантический топос, Ноосфера, составляющая основу мира. В информационной цивилизации это даже объяснять не надо. Очевидно, "как простая гамма" (Пушкин). А это значит, что никакого деления на атеистов и теистов быть не может, как и противостояния их друг другу. Бог - натурален, религия - натуральна и задача теистов и атеистов одна и та же - вступить в натуральную коммуникацию (это и есть религия) с этим Мировым Разумом. Переориентируйте систему координат и все станет на свои места.

0
0
Прокомментировать

Для начала нужно определиться с понятиями. Есть схожие, но не одинаковые вещи, которые часто путают.

Агностик - это человек, который вообще не имеет никакого суждения по поводу наличия или отсутствия сверхъестественного. При этом могут быть два варианта - либо человек вообще всеми такими темами не заморачивается, либо думал, искал, но так никакого ответа для себя не нашёл.

Антиклерикал - это человек, который негативно относится к организованной форме религиозности, т.е. к сообществам, объединяющим верующих в тех или иных религиях. Церковь - в христианстве, умма - в исламе, синагога - в иудаизме, и так далее. Антиклерикал уверен, что подобные объединения верующих ухудшают как жизнь самих верующих, так и жизнь всех остальных, а поэтому с такими объединениями нужно бороться, всячески понижать их авторитет и влияние.

Атеист - это человек, который убеждён в отсутствии каких-либо сверхъестественных начал в мире и считает необходимым убедить в этом и тех, кто придерживается иной позиции. Личное неверие ещё не делает из человека атеиста, потому что атеисту присуща активная позиция, присуще стремление не просто молча отвергать религиозную веру, но и противодействовать ей.

Так вот, если так определить понятия, то окажется, что настоящих атеистов в современной России очень мало. Уже хотя бы потому, что людей с активной жизненной позицией, с чётким мировоззрением вообще мало, а уж атеистов среди них явно не большинство.

Чаще всего за атеистов принимают антиклерикалов, тем более, что те сами обычно называют себя атеистами. Но при ближайшем рассмотрении у них, чаще всего, обнаруживается в голове такая мировоззренческая каша, такая эклектика, что ни о каком атеизме и речи нет.

2
-2

А как назвать того, кто не верит, но не хочет в этом убеждать никого?

0
Ответить

Такой Человек называется: - пассивный атейст.

0
Ответить

Само по себе отсутствие веры ещё не делает человека атеистом. Атеистом его можно назвать, если это своё отсутствие веры он сам для себя или для окружающих как-то рационализирует, подводит под него мировоззренческую базу. А если просто не верит, но каких-то глобальных выводов из своего неверия не делает, то это агностик.

0
Ответить

Атеист твердо не признает существование бога, агностик просто ставит во главу принципиальную недоказуемость существования или несуществования подобных сущностей. 

При этом не имеет значения, ни дня атеистов, ни для агностиков, подведено ли это все для себя или окружающих под мировоззренческую базу. Это точно не является отличием одних от других или от третьих.

Термины эти довольно точно определены, так что двусмысленности здесь очень маловероятны

0
Ответить
Прокомментировать

Если подходить к определению "атеизма" с достаточной степенью строгости, то как таковых атеистов в России окажется не очень много, - как, впрочем, и в любом другом обществе. Людей, которые действительно уверены, что бога нет и, главное, что они могут это доказать, - мало. Конечно, есть представители так называемого "слабого атеизма", но они уже настолько близки к агностикам или обычным неверующим, что практически от них неотличимы.

Сложно приводить конкретные цифры без ссылок на соответствующие исследования, но лично по моему мнению, атеистов в России меньше 1%. Впрочем, и настоящих верующих тоже крайне мало, - думаю, что есть смысл говорить о 5% православных и таком же количестве христиан других конфессий. Еще есть какое-то количество мусульман и представителей других религий, но основная масса населения современной России относится к представителям смешанных мировоззрений, то есть по сути все они являются неверующими.

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-7

Людей, которые действительно уверены, что бога нет и, главное, что они могут это доказать, - мало.

Ха, если они реально могут это доказать, то бога действительно нет. Шах и мат, больные православием головного мозга!

0
Ответить

Да, но при этом, количество людей, считающих что они способны "доказать" существование бога, на порядок больше.

0
Ответить

Да ну, а как вы это доказывать собирались? С помощью учебника по прикладной конспирологии и сборником мифов и легенд? Это палка о двух концах - он об одном, а вы о другом и т.д.
Поэтому доказывать что-то или опровергать здесь толком не имеет смысла. Я не спорю, что веру как бы ничем нельзя в принципе опровергнуть, ибо это только то, как ты воспринимаешь пространство, даже если твои убеждения противоречат законам физики и проч.(но никто же не запрещает прибегать к внушению). Получается, что верить можно во все, что угодно, ибо все одинаково будет для тебя истиной. 

Вот только вера как единственный ориентир в пространстве - вещь не очень практичная. Мы немногое знаем о вещах, окружающих нас, поэтому приходится отходить от веры и полагаться, например, на эмпирическое восприятие, потом на рациональное. В совокупности вы получите +- ощутимую картину вокруг себя.

Вы же пытаетесь не просто пользоваться верой, а полагаться на нее - флаг вам в руки, барабан на шею.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью