Ilya Bogomolnyy
декабрь 2016.
174

Почему не была наказана Сара за то, что она посмеялась над предсказанием Господа насчет того, что она зачнёт ребенка (Тора, глава Ваера)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Не помню точно, по-моему, митр. Филарет, или в Лопухинском комментарии к Библии было сказано, что не наказал, потому что она в своей фразе назвала мужа "господин мой", выполняя закон, положенный женщинам, а значит была хорошей. Есть толкования Раши что ли, что это у нее был нервный смешок, а не издевательский. Есть мнения, что Господь просто не стал обращать на это внимания, потому что у него были на нее виды и планы, а что возьмешь с престарелой домохозяйки с непростой жизнью в браке? Мы же помним, что ей непросто дались отношения с Агарью. И что отношения ее с мужем тоже испытывали не раз кризис доверия.

Но мне больше всего нравится тонкость, которую мало кто замечает. В Быт. 21:5-6 (2 главы спустя) читаем: "Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется". Конечно, соседи и знакомые довольно неоднозначно восприняли роды старой жены 100-летнего старика. Ну чем не божественная ирония - добрая, отеческая, но памятливая? Если считать это наказанием, то только отеческим и справедливым: смех за смех.

6

"Не наказал, потому что она в своей фразе назвала мужа "господин мой", выполняя закон, положенный женщинам, а значит была хорошей."

Что это за комментарий за такой? =). Назвала мужа "господин мой", значит она хорошая? А то, что она усомнилось в силе Господа - это ничего?

"Есть мнения, что Господь просто не стал обращать на это внимания, потому что у него были на нее виды и планы, а что возьмешь с престарелой домохозяйки с непростой жизнью в браке?"

Текст Торы напрямую противоречит этому предположению. Цитирую: "И сказал Бог Аврагаму - Отчего смеялась Сара, сказав: Воистину ли рожу? Ведь я Состарилась - Есть ли что-то недостижимое для Бога?" То есть Бог напрямую обратил на это внимание.

"Есть толкования Раши что ли, что это у нее был нервный смешок, а не издевательский."

В таком случае, Сара, наверное, не стала бы пытаться потом сделать вид, что, на самом деле, не смеялась.

Цитирую: "Сара же отреклась, говоря: Не смеялась я, ибо боялась. Но Он сказал: нет, смеялась ты".

+1
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Как говорит психология, чем меньше открытого угнетения, тем больше скрытого. 

Сара, конечно, была наказана, но это не отменяло предыдущих слов, которые говорили, что она станет матерью народа, которому числом быть как звездам. Почему она в принципе так могла говорить, доступно расписал рав Штейнзальц. Но сперва я напомню, что то что сделала Сара называется лашон ара, или так называемая "заповедь, которую можно соблюдать только когда все молчат". У Штейнзальца написано, что у Сары было право говорить Авраhаму что делать, или "провидение", поэтому ее слова были очень сильным проявлением лашон ара (наговор на мужа и hАшема, после которого ни она не Ицхак больше не смеялись). 

Какие наказания - начнем с Ицхака, который благодаря ей из человека стал по сути чистым агнцем (попробуйте посчитать, что он делает в классических текстах, у него нет никакой роли кроме дать свое благословение); два сильных лашон ара на нее от Агарь и от всех, кто говорил что сына родила не она, ну и самое сильное - Сара умерла между концом главы Ваейра и началом Хаей Сара не просто так. Мидраши и гаоны расходятся по поводу причины, но средняя температура примерно такая: Сара узнала о том, что сейчас произойдет, и в отличие от Авраама не "приняла" это (после ее лашон ара она потеряла присутствия Шехины рядом с собой), а умерла от горя, за то кем из-за нее стал Ицхак. 

Это не говоря уже о всех пассивных последствиях лашон ара, которые, можно считать, проявляются и по сей день.

-1

как это так заминусовали ответ!?

0
Ответить

Не знаю, я с хануки сюда не заходил и у меня испарилось пол рейтинга, а на вопросах про иудаизм минус такой что в Магадане зимой.

0
Ответить
Прокомментировать
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.

Я не вижу тут ничего плохого. Смех бывает самый разный. Вовсе не обязательно он предполагает вызов. Внутренне рассмеялась -- удивленная улыбка с сомнением. 

Но, даже если бы это была бы мысль отрицания, следует различать мысли которые "приходят в голову" и мысли в которых ты утверждаешься. Сомнения никто не может запретить. Апостол Петр так вообще трижды отрекся от Христа, но Он, зная это, знал и то, что Петр раскается и сказал именно ему: "ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её".

-2

Но всё-таки, как следует из Торы: "И сказал Бог Аврагаму - Отчего смеялась Сара, сказав: Воистину ли рожу? Ведь я Состарилась - Есть ли что-то недостижимое для Бога?" 

То есть Бог напрямую обратил на это внимание.

0
Ответить

Это не удивление Бога, а то, что Он обращает на это внимание Авраама и наше. А Авраам должен был и обратил на это внимание Сарры.

Бог задает вопрос не потому, что Ему нужна информация -- вопрос -- форма предложения задуматься. Задуматься когда еще можно изменить что-то в отношении к событиям, внутри себя.

Ведь это была лишь подготовка к настоящему испытанию веры...

После грехопадения происходит что?

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? 

В ответ на это Адам мог покаяться, рассказать всё сам.

Каин принес жертву, Бог не призрел на его дар, Каин огорчился. Бог предлагает ему остановиться в том, что началось:

И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? 

Каин не остановился, убил. Что далее:

И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?
0
Ответить
Прокомментировать
Ответить